ХАРИ-КАТХА

Международное общество Bhakta Bandhav

Я – для яблока, М – для мяча

Триданди Свами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,

Юджин, 29 Апреля, 2001 года (вечер)

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Я предлагаю смиренные поклоны лотосным стопам своего Гуру, Ом Вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, а также лотосным стопам моего шикша-гуру, Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа.

Мы обсуждали тему лианы бхакти. В начале мы должны понять, что такое настоящее бхакти. Чистая бхакти называется также уттама-бхакти. Мы должны знать это. В наше время, некоторые личности как здесь, так и в Индии, больше в западных странах, хотят прыгнуть на верхушку избежав садханы и бхаджана. Они не практикуют составляющие бхакти, которые описаны в «Бхакти Расамрита Синдху». Они тут же хотят все перепрыгнуть и увидеть обнаженных Радху-Кришну в Их нишанта-лиле [предрассветные лилы].

Вы не должны так поступать, это оскорбление. Не сходите с ума. Вначале вам стоит узнать, что такое уттама-бхакти и каковы ее составляющие. Затем, практикуя уттама-бхакти к вам придет истинная жажда, тогда вы сможете следовать пути рагануга-бхакти. Мы не отказываемся от составляющих бхакти. Мы следуем тем же принципам, которым мы следовали и в ваидхи-бхакти, регулируемом преданном служении. Меняется только настроение.

В наше время ученик не хочет слушать своего гурудева. Очень редкие ученики слушают, а большинство считают себя гуру своих гуру. Эта привычка приведет их в ад. Так много людей считают, что они все знают – кем они являются в духовной форме, а кем является тот или иной человек. Они говорят: «Он Шивананда Сена, он был Рая Раманандой, он та или эта личность.» Такие люди не хотят ничего делать на практике, они просто хотят мечтать. Почему бы не заняться бхакти-йогой?  Не следуйте своему воображению. Вы должны прочно стоять на земле, а не летать в облаках.

Если вы хотите практиковать бхакти-йогу, вы должны следовать Шриле Рупе Госвами. Не ходите туда-сюда думая: «Я знаю больше чем Рупа Госвами». Не пытайтесь следовать «Кришна Бхаванамрите» и «Говинда-Лиламрите» сразу, а не то отправитесь в ад.

Кто квалифицирован слушать и говорить о сладких лилах аштакалия-лилылилах Радха-Кришны, разделенных на двадцать четыре часа?  Те, кто с самого начала полностью следуют принципам шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам, а также: садху-санге, намакиртане, бхагавата-шраване, матхура-васе, шри муртира-шраддхая севане. Матхура-васа означает всегда жить на Радха Кунде, Шьяма Кунде, Гирадже Говардхане, Навадвипе, а также в Нилачале.

Если у кого-то есть хотя бы небольшая связь с этими пятью составляющими, и он никого не оскорбляет – он достигнет Враджа-премы. С самого начала мы должны пытаться практиковать. Если вы не занимаетесь уттама-бхакти, как вы можете думать, что видите обнаженных Радху и Кришну и все остальное? Как вы можете говорить всем: «Я тот или этот» или «Он это или он то.» «Я – Кришна, я – Шивананда Сена, я – Рупа Госвами или Санатана Госвами.» Это глупая идея. Это маявада. В начале мы должны слушать вашего гурудева. Если гурудев квалифицирован, то с самого начала он расскажет вам об уттама-бхакти.

аньйабилашита шуньям

джйана-кармади-анавритам

арукулйена кришнану-шиланам

бхактир уттама

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.167

Шрипад Аранья Махарадж: Гурудев приказал мне дать небольшое описание этой шлоки, которую составил Шрила Рупа Госвами, по вдохновению Шри Чайтаньи Махапрабху. В его «Бхакти Расамрита Синдху» он дает очень точное определение уттама-бхакти, трансцендентной бхакти. Это постоянная, непрерывная деятельность, которая совершается при помощи тела, ума, речи, а также духовных эмоций, она направлена исключительно на желание служить Кришне, такая деятельность не покрыта и не смешана с кармой, гьяной, сухим отречением, йогой, астрологией и с любыми другими философиями, которые не благоприятны для бхакти.

Эти усилия должны быть подобны меду, который льется из кувшина. Если мы будем лить мед из кувшина, то он не будет вытекать по одной капле. Он будет течь одним потоком. Когда читта-вритти, намерение сердца, вместе с деятельностью тела, ума и речи всегда, без перерыва направлены на служение Кришне, это называется уттама-бхакти.

Шьямарани диди: как упомянул Шрипад Аранья Махарадж, эта шлока упоминается в «Бхакти Расамрите Синдху», написанной Шрилой Рупой Госвами, но где он взял ее с самого начала? Он услышал ее от Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху давал ему наставления на протяжении десяти дней в Праяге. Уттама-бхакти это беспрерывный поток деятельности, совершаемой посредством тела, ума, речи, чувств, а также духовных эмоций, направленных на Кришну. Эта деятельность направлена лишь на удовлетворение Кришны, без желания обрести имперсональное освобождение или насладиться плодом своей деятельности.

Должна быть и карма, какая-то деятельность, но все это должно делаться под влиянием бхакти, не покрывая ее. В аропа-сиддха бхакти карма покрывает бхакти: «Мне нравится искусство и творчество, мне нравится шить красивые одежды. Я поклоняюсь Божеству, чтобы получить удовлетворение от того как я шью наряды.» Это не является чистой бхакти, потому что у преданного есть некоторое личное желание. Он прикрывает словом бхакти ту деятельность, которую он хочет делать ради собственного счастья.

Шрила Рупа Госвами и Чайтанья Махапрабху говорят: «джйана-кармади-анавритам». «Анавритам» значит покрытый. Бхакти не должна быть покрыта. Она должна контролировать нашу карму и гьяну. Даже знание – гьяна, знание о том, что Кришна – Верховная Личность Бога, постепенно должно смениться знанием о том, какие у нас отношения с Кришной, в одной из пяти рас – такими как у жителей Вриндавана, так мы сможем подняться на высшую ступень уттама-бхакти.

Господь Брахма, творец вселенной и первый духовный учитель в нашей линии также сказал, что, в конце концов, нужно отказаться от гьяны, знания о том, что Кришна – Верховная Личность Бога, это может произойти если мы будем слушать о Его сладких лилах от чистого преданного, который осознал Кришну.

Наш Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада, говорил, что есть три ступени. Первая – «под-знанием», это то, что меньше знания, к этому относятся атеизм и маявадизм. Затем идет «знание», о том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Когда у меня будет эта твердая вера благодаря общению с осознавшей себя душей, я смогу постепенно перейти к стадии «над знанием», на которой я осознаю свои отношения с Кришной как с другом, хозяином, сыном или возлюбленным.

аньйабилашита шуньям

джйана-кармади-анавритам

арукулиена кришнану-шиланам

бхактир уттама.

Анушиланам обозначает культивацию физической, умственной, интеллектуальной, а также эмоциональной деятельности, направленной лишь на удовольствие Кришны. Чанура и Муштика, борцы в Матхуре, также доставили удовольствие Кришне, потому что, сражаясь с Ним, они дали Ему почувствовать Себя героем, это сделало Его счастливым. Но эту деятельность нельзя назвать бхакти. Они хотели убить Кришну. Бхакти зависит от мотива. В уттама-бхакти Кришна не всегда испытывает удовольствие, но ее цель – доставить Кришне удовольствие. Борцы доставили Кришне удовольствие, а мама Яшода заставила Кришну плакать, но она очень возвышенная уттама-бхакта. Почему? Потому что ее мотив такой: «Я должна наказать Кришну, чтобы Он не был вором и не крал у всех масло, тогда у Него будет хороший характер, когда Он вырастет.»

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Есть ли у кого-то вопросы по этой теме? Понимаете ли, вы значение?

Преданный: В Кришна-лиле, когда пастушки попали в лесной пожар, они обратились к Кришне: «О, Кришна, Кришна спаси нас, Баларама, спаси нас. Это была лишь лила или это пошло в разрез с уттама-бхакти?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет, они находятся выше уттама-бхакти. Вы даже не можете себе представить каково их положение. Они выше уттама-бхакти. Они являются проявлением Самого Кришны, они – Его вечные спутники. Они пришли в этот мир лишь для того, чтобы исполнить желания Кришны. Они играют подобно обычным мальчикам, чтобы научить нас. Они находятся выше нашего понимания.

Гопи, гопы и другие спутники из Голока Вриндаваны – выше нашего понимания. Они все подобны Кришне.

Преданный: Если человек находится на платформе неофита, и он культивирует преданное служение на практике, при этом прилагая все усилия, но при этом он полон желаний, можно ли это считать уттама-бхакти? Или он должен находиться на уровне спонтанной преданности, чтобы считаться уттама-бхактой?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это неправильный вопрос. Уттама-бхакти не для обычных людей. Это намного выше понимания каништха-адхикари. Ты не квалифицирован даже для того, чтобы задать такой вопрос. Лучше слушай и служи гурудеву. Постоянно слушая, появятся уместные вопросы. Я советую тебе больше и больше слушать, и понять, что такое бхакти, а потом понять, что такое уттама-бхакти.

В бхакти, что бы ты ни делал – все делается ради Кришны. Все просто. Это бхакти, но не уттама-бхакти. Когда присутствуют два симптома – аньйабилашита шуньям и арукулйена кришнану-шиланам – это называется чистой бхакти, а иначе – нет.

Ты должен пытаться удовлетворить своего гурудева всей своей деятельностью и чувствами, но гурудев должен быть истинным. Ты должен постоянно слушать, так как слушал Парикшит Махарадж от Шукадева Госавами. В этом возрасте, нужно особенно стараться следовать на практике Шриле Бхактивинода Тхакуру. Ты должен с самого начала прочитать «Джайва дхарму», с первой главы, а особенно вторую часть. Стань таким как Враджанатах и Виджая Кумар. Следуй тем, кто на самом деле слушает своего гурудева и следует ему. На все эти вопросы есть ответы в «Джайва Дхарме».

Мы не должны следовать своему бесконтрольному уму. Нам необходимо попытаться следовать Враджаннатхе и Виджая Кумару – тому, как они слушали, и как в итоге, они были полностью погружены. В их сердца пришло трансцендентное осознание. Если вы не всегда слушаете своего гурудева и заняты разными спекуляциями, вы не сможете следовать бхакти. Вначале вы должны услышать то, что эти два ученика услышали о своего гурудева.

Чтобы Рагхунатха дас Госвами не услышал от Сварупа Дамодара – он практиковал это, также он практиковал то, что слышал от Шри Чайтаньи Махапрабху, он не спекулировал. Рагхунатха Госвами полностью следовал Сварупа Дамодаре. Однажды, Рагхунатха даса Госвами сказал Сварупа Дамодаре: «Я хочу получить наставление от Шри Чайтаньи Махапрабху.» Махапрабху сказал ему: «Я передал тебя в руки твоего шикша-гуру, Сварупы Дамодара, Я и Сам слушаю его сладостную хари-катху. Но если у тебя все еще осталось желание услышать мои наставление тогда:

грамйа-катха на шунибе, грамйа-варта на кахибе

бхала на кхаибе ара бхала на парибе

амани манада хана кришна-нама сада ла’бе

врадже радха-кришна-сева манасе карибе

«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 6.236-6.237

Не вовлекайся в мирские беседы. Не вкушай изысканных блюд, не носи роскошных одежд. Выражай почтение другим и не ожидай никакого почтения для себя. Таким образом, всегда воспевай Имя Кришны, а в своём уме служи Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване.

Как Рагхунатха дас поддерживал свою жизнь? Мы должны также поддерживать свою жизнь, тогда к нам придет бхакти. Если бхакти не приходит, и мы следуем лишь своему уму и воображению – оно так и не придет. Вначале слушайте своего гурудева, а затем памятуйте и следуйте тому, что он вам сказал.

Следуйте тому, что говорится в «Шримад-Бхагаватам». Не пытайтесь медитировать на сварасики-лилу. Когда вы станете квалифицированными, то вначале можете медитировать на мантра-майи упасан, такую как Дамодара-лила. Каждая лила является мантра-майи упасаной, но, когда все лилы идут одна за другой чередой с утра до утра, тогда это называется сварасики-лила. Это уровень возвышенных преданных.

Сейчас мы обсуждаем бхакти-лата биджу. Сейчас садхака находится в этом мире. Где? Во Вриндаване. Если физически он не там, то он находится там при помощи ума, но лучше быть там телом. Всегда находитесь во Вриндаване, как Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Джива Госвами и другие. Также вы можете быть в Навадвипе или Нилачале вместе с Чайтаньей Махапрабху. Вы должны быть там и постоянно повторять святые имена, этот поток должен литься подобно меду – днем и ночью. Садхака находится в этом мире, и он слушает гурудева, а не спекулирует.

Вы должны записать в своем сердце то, что услышали от гурудева. То, что Шукадева Госвами услышал от своего гурудева он рассказал Парикшит Махараджу. Он не говорил ничего другого, он не основывался на своем воображении. Мы должны всегда, без остановки думать о том, что мы услышали от гурудева.

Садхака находится в этом мире и чем он занят?

крти-садхйа бхавет садхйа-

бхава са садханабхидха

нитйа-сиддхасйа бхавасйа

пракаnйам хриди садхйата

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.105

[Практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума, преследующая целью достичь бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава, вечно присущая дживе, проявляется в сердце, очищенном в процессе садханы. Это происходит по милости нитья-сиддха и маха-бхагавата гуру, способного передать шуддха-саттву в сердце достойного ученика.]

Что такое садхана? Мы не должны следовать своему бесконтрольному уму. кhти-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха нитйа-сиддхасйа бхавасйа. Кришна дал все вашему изначальному телу. У каждого есть трансцендентное тело, в его изначальной форме у нас есть некие отношения с Кришной. Сейчас они покрыты майей, мы забыли о них. Мы должны слушать об этом от гурудева, а затем практиковать уттама-бхакти. Кришна дал все вашему изначальному телу.

Вы должны знать, что имена и лилы Кришны – полностью трансцендентны. Наши тело, чувства, язык и уши – материальны. Они никогда не смогут достичь трансцендентного уровня. Есть лишь один процесс, благодаря которому они могут соприкоснуться с этим уровнем. Шрила Бхактивинода Тхакур раскрыл это в своем комментарии к «Шри Шикшаштаке», как наши материальные умы, уши и чувства могут стать тадатма, едиными с трансцендентной реальностью. Благодаря постоянной молитве лотосным стопам гурудева и Кришны они придут и станут тадатма с нашим языком, ушами, чувствами и сердцем. Тогда у нас могут быть какие-то отношения.

Вы должны осознать то, о чем я говорю, а иначе вы не сможете должным образом развиваться. Вы станете сахаджиями, сакхи-бекхи или майавади. Не будьте такими. Всегда следуйте своему гурудеву. Он очень могуществен. Сейчас я говорю о вашем Шриле Прабхупаде – Шриле Бхактиведанте Свами Махарадже, а также о тех, кто находится в этой линии. Это относится и ко мне. Попытайтесь следовать. Не подчиняйтесь вашему бесконтрольному уму.

Пундарика пр.: Шрила Гурудев рассказывает нам о процессе шуддха-бхакти в связи со словами кhти-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракаnйам хhди садхйата. Этот стих объясняет сам процесс бхакти так, как он есть.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Шрила Рупа Госвами описал этот момент в «Бхакти Расамрита Синдху», в самом начале, сразу после определения уттама-бхакти.

Пундарика пр.: Истинный процесс бхакти очень прост. Не нужно спекулировать или изобретать какие-то новые методы. Нужно всего лишь всем своим сердцем, усилиями, чувствами и каждым атомом настроиться на одну волну со словами гурудева и других авторитетных Вайшнавов. Все усилия, как мы слышали в начале лекции, должны быть направлены в одном направлении. Нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракат̣̇йам хhди садхйата. Прилагая усилия в слушании, воспевании, памятовании я ставлю целью обрести желание проявить все те вечные отношения в моем сердце, которые на данный момент находятся в спящем состоянии. Бхакти – вечная. Это не то, что может проявиться в каком-то промежутке времени благодаря приложению усилий. Это означало бы, что бхакти – это что-то временное. Бхакти – вечная, нитья, и, прилагая эти усилия она пробудится. Она уже есть, но она проснется.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Трансцендентные настроения лежат выше границ материи. Наш язык не может соприкоснуться с чистым трансцендентным именем, наши уши не могут слышать трансцендентных слов, наш ум не может размышлять о трансцендентном Кришне и о Его лилах. Как же нам получить эту связь? Вы должны очень внимательно слушать.

Шрипад Аранья Махарадж: В начале, в наших сердцах должна утвердиться эта истина. Атах шри кришна намади на бавет грахйам индрийайах. Имена, форма, качества и лилы Кришны находятся выше юрисдикции чувств.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Когда вы думаете: «О, Кришна, очень красив, а если Он обнажен – еще красивее, а какие красивые у Него стопы.», –  это ваши мирские представления. Есть процесс, благодаря которому мы можем соприкоснуться с этой трансцендентной реальностью, но мы должны принять этот процесс. Не используйте свой бесконтрольный ум. Это очень важный момент, вы должны осознать это.

Шрипад Аранья Махарадж: Махапрабху объясняет, что трансцендентные сферы, никогда не попадают под юрисдикцию материального ума, чувств или восприятий. С одной стороны, мы должны воспевать имена Кришны, а также Его форму, качества и лилы, но с другой стороны наши материальные чувства не могут с этим соприкоснуться. Как тогда мы можем следовать линии бхакти?

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что в начале мы должны совершать садхана-бхакти. Что такое садхана-бхакти? Кhти-садхйа бхавет садхйабхава са садханабхидха. Крти-садхйа значит, что вы задействуете свои чувства. Ваше слушание, воспевание, памятование зависит от ваших чувств. Всем этим управляют чувства. Но что такое бхакти? Бхакти находится вне контроля чувств.  Бхакти – это вритти, функция сварупа-шакти, а особенно это является сутью самвит и хладинишакти, среди которых самвит – энергия знания Кришны, а хладини – энергия наслаждения. Когда обе смешиваются это называется бхакти.

Бхакти – это шуддха-саттва вишешатма. Так называют бхава-бхакти, это является целью нашей практики бхакти. В начале преданный должен понять зачем он все делает. Он должен спросить себя: «Зачем я слушаю? Зачем я воспеваю? Зачем я памятую? Все лишь для того, чтобы осознать трансцендентную бхакти

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Родители мальчика хотели, чтобы он стал образованным, они хотели отправить его в школу. Когда они привели его, он громко плакал и кричал: «Я не пойду в школу! Я не буду читать!». Но отец и мать были очень смышленными и так или иначе его зачислили в школу. Учителя также были очень разумными, и они сказали ему: «О, этот мальчик очень умный. Хороший мальчик! Хороший мальчик! Принесите для него красную книгу!

Один учитель показал мальчику картинку красного яблока и сказал: «Я – яблоко. Посмотри на картинку с этим яблоком.» Также там была картинка разноцветного мяча, тогда учитель сказал: «М – мяч».  Также там были кот, пес и много других вещей.

Мальчик просто смотрел на все эти картинки, которые были в очень красивой блестящей красной книге. Учитель сказал: «О, я принимаю тебя в эту школу. Посмотри Я – яблоко. Прочитай М – мяч, К – кот, П – пес.» Затем учитель сказал: «Ты сдал все экзамены. Ты очень умен.» Тогда мальчик вернулся домой и был очень счастлив. Он сказал своей маме: «Я так много выучил. Теперь я – ученик. Мама, когда я снова пойду в школу?» Его мама ответила: «Завтра, завтра.» Теперь мальчик был готов ходить в школу, и он думал: «Я – ученик». Хотя на самом деле он еще не был учеником.

Вот другой пример. Гуру говорит своим ученикам: «Сегодня мы проведем огненное жертвоприношение. Принесите гхи и панчамриту. Принесите также сухофрукты, несколько кирпичей, песок, много манговых листьев, принесите то и это.» Зачем ученики приносят все эти параферналии? Участвуют ли они таким образом в огненном жертвоприношении? Чем является огненное жертвоприношение?  Это лишь вручение себя Кришне: «Ом Кришнайа намаха, Ом Кришнайа сваха, Ом Радхикайа сваха.» Я слышал, что приносить параферналии – это и есть огненное жертвоприношение, но мы говорим, что это поможет огненному жертвоприношению.

Таким образом, несмотря на то, что вы слушаете и воспеваете у вас нет отношений с трансцендентным именем Кришны и лилами, потому что все ваши чувства материальны. Уттама-бхакти совершается при помощи трансцендентного ума, трансцендентных чувств, а также трансцендентных рук и ног. Чем же занимаемся мы?

Мы используем эти материальные уши, умы и т.д. и в этот момент мы слушаем гурудева и обращаемся к нему: «О, Гурудев!» В этот момент Гурудев скажет вам: «О, очень хороший мальчик! Очень хороший мальчик! Ты очень хороший ученик и преданный!» Но на самом деле мы не преданные. Пока мы используем эти материальные чувства, тела, руки и так далее, совершаем арчану этими руками и смотрим на Божества материальными глазами, это на самом деле нельзя назвать арчаной. Это не является уттама-бхакти. Но занимаясь всем этим, так или иначе, постепенно, по милости гурудева и Кришны, к нам снисходит отблеск трансцендентной бхакти.

По милости гурудева и Кришны, сварупа шакти самвит и хладини, придут в ваше сердце, они станут тадатма с вашими чувствами, телом и умом. Есть пример с железным прутом. Сам по себе он не может гореть. Но если вы положите его в огонь, он станет красным и горячим, если вы коснетесь его, то обожжетесь. Что обжигает? Огонь. Железо не может обжечь, но в этом случае огонь стал одним целым с железом. Подобно огню, который обладает такой силой, эта частица бхакти обладает силой стать единой с нашими чувствами.

Когда благодаря этому процессу к вам придет бхакти, постепенно вы обретете все трансцендентные вещи.

Атах шри крoна намади на бавет грахйам индрийайах севанмукхе хи. Что такое севонмукха? Сужить гурудеву, служить харинаму, служить махапрасаду и служить хари-катхе. Ничего не ешьте. Вы должны служить махапрасаду. Махапрасаде говинде нама брахмани ваишнаве. Вы не должны воспевать. Вы должны служить харинаме. Вы не должны слушать хари-катху. Ваши чувства не могут ее слышать. Поэтому, лучше служите хари-катхе.

Таким образом к вам постепенно придет трансцендентная бхакти, это единственный способ. Следуйте процессу Шрилы Рупы Госвами. Тогда бхакти придет к вам на практике. Не полагайтесь на собственные силы. Вы должны лишь молиться. В Ведах есть шлока, которая объясняет, что если кто-то сосредоточен на настроении служения, то он станет осознавшей себя душой.

Найам атма правачанена лабхйо на медхайа на бахуна шрутена. Мы должны ждать и молиться: «Когда же придет милость Кришны? О, Кришна, будь милостив. О, Гурудев, будь милостив ко мне.» Затем, когда Кришна будет считать этого преданного квалифицированным, Он скажет: «Сейчас Я пойду и помогу ему.»  Если этого захочет Кришна –  преданный может осознать все мгновенно. Мы ничего не можем сделать собственными усилиями. Мама Яшода хотела связать Кришну, но у нее не получалось. Тогда она начала молиться Нараяне. Он тут же пролил милость и Его связали одной маленькой веревкой.

Я хотел так много чего сказать, но важно, чтобы вначале вы понимали все то, о чем я сказал сейчас. Никто другой этого вам не скажет. Вначале задумайтесь над этим. Это будет основой, которая поможет понять все трансцендентные вещи естественным образом.

После этого я расскажу о садхаке, который находится здесь, в этом мире, но его киртан достиг Голока Вриндаваны. Что он делает здесь? Он сидит здесь в трансцендентном Вриндаване. Если его тело не там, то он находится там посредством ума, под руководством расика и татвагьяна вайшнава. Он всегда воспевает и памятует лилы Кришны. Все лилы приходят естественным образом, как цепочка.

Шрипад Пушпаданта дас: Вы упомянули, что бхакти придет постепенно по милости гуру и Кришны. Может ли она проявиться мгновенно?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Она может прийти так, как в сердце Калии, Агасуры и Бакасуры. Они не были под руководством ни одного из гуру, но их ситуация была особенной. Путана была сестрой Агасуры и Бакасуры, а жены Калии были возвышенными преданными. Только по их милости Кришна был доволен. Не было ни одной другой причины, которая бы заставила Кришну пролить милость.

Если ваш гуру подобен женам Калии или если у вас есть небольшое желание служить, тогда ваш гурудев будет к вам милостив. Если Нарада скажет вам: «Ты станешь деревом, Кришна придет и освободит тебя», в таком случае Кришна будет обязан поступить так. Нарада Риши был гуру Прахлады, Друвы, Вьясадевы, Прачеты и многих других. Если ваш гуру подобен Нараде, он тоже может пролить такую милость. Бхакти – это крипа-сиддха. Это всегда крипа-сиддха. Бывает крипа двух видов: беспричинная милость Кришны и беспричинная милость гурудева, милость Кришны всегда следует за милостью гурудева. Без милости преданных, милость Кришны не придет. Мы должны понять это.