ХАРИ-КАТХА

Международное общество Bhakta Bandhav

Радха раскрывает сердце

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Матхура, Индия, Октябрь 15, 2005 год

Пойдемте со мной на Вамшиват, где говорят Шримати Радхика и Кришна, переодетый в богиню, где раскрывается значение Прем-сампута. Переодетый в божественную деву, Шри Кришна рассказывает Шримати Радхике о Собственных недостатках.

Он сказал: «О, Радха, Кришна – большой герой, Он очень сладостный и привлекательный. У Него так много хороших качеств. Но в Нем есть один недостаток, который обесценивает все Его хорошие качества. У него нет никакого понимания истинной природы премы».

Шри Кришна продолжил: «О, Радха, когда Я была на Вамшивате, Я увидела Твои лилы с Кришной, и пришла к выводу, что ту прему, которую Он показал была эгоистичной. Он лишь заставил тебя плакать и страдать».

Шримати Радхика ответила: «Послушай, подруга, все это правда, Я знаю. В то время, когда я страдала, я часто думала о том, что должна оставить Его, но что же Я могу поделать? Он так сильно привлекает Меня, когда бы Он не пришел ко Мне Я забываю миллионы Его ошибок и оскорблений. О, подруга, Я думаю, ты обладаешь такой же привлекающей силой, как и Кришна, потому что несмотря на то, что ты так сильно критикуешь Моего возлюбленного Кришну, я не в состоянии оставить Тебя ни на секунду».

Естественно, что, если кто-то слышит, как критикуют его объект поклонения – Шри Чайтанью Махапрабху, Гурудева или Господа Кришну, абсолютно неприемлемо смотреть на лицо этой личности, не говоря уже о том, чтобы разговаривать.

Шримати Радхика сказала: «Я должна отвергнуть Тебя, потому что Ты так сильно критиковала Кришну. Но Ты обладаешь невероятной привлекающей силой, равной силе Моего Кришны, поэтому Я не могу оставить Тебя ни на секунду».

Шримати Радхика продолжила: «Према должны быть чистой и очень прочной. Даже услышав о недостатках возлюбленного, према не ослабнет и не будет разрушена».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами комментирует природу премы в «Шри Чайтанья Чаритамрите»:

кама-гандха-хина свабхавика гопи-према

нирмала, уджджвала, шуддха йена дагдха хема

«Шри Чайтанья Чаритамрита», Ади-лила 4.209

В естественной любви гопи нет и тени вожделения. Она безупречна, светла и чиста, как расплавленное золото.]

‘адхирудха махабхава’-радхикара према

вишуддха, нирмала, йаичхе даса-вана хема

«Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила 14.165

Любовь Шримати Радхарани представляет собой экстаз высочайшего уровня. Все Ее поступки безукоризненно чисты, и в них нет ни тени материального. Поистине, они в десять раз чище самого чистого золота.

Према должна быть лишена двуличия, она должна быть полностью чистой. Она должна быть подобна чистому золоту. Личность, обладающая такой премой не может вынести разлуку со своим возлюбленным даже на одно мгновенье. Прему невозможно увидеть мирскими глазами, можно видеть лишь ее симптомы.

 – Пожалуйста, оставайся здесь навсегда. Пожалуйста, не возвращайся в рай.

Вы должны понять, что такое на самом деле любовь и привязанность, только личность, у которой есть любовь и привязанность может видеть это. Если ученик обладает премой, то если гуру ругает его и даст пощечину, его према усилится. А если этого нет, то значит у этого ученика вовсе нет премы.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Если гуру ругает или наказывает – это настоящая милость. Если он прославляет вас, значит он обманывает вас».

Это не то, о чем говорят, скорее это нужно осознать. Если вы говорите другим: «Я так привязан и так люблю своего Гурудева», это значит вы совсем не знаете, что такое любовь и привязанность. У нас должна быть лишь одна цель: «Я удовлетворю моего возлюбленного Кришну и Его спутников, таких как Лалита, Вишакха и Рупа-манджари, и мой Гурудев». Сейчас ученики обладают множеством желаний, которые не связаны со служением Шри Кришне.

Шримати Радхика объяснила Кришне, который был переодет в божественную деву: «Эта према, подобна чистому золоту, не относится к этому миру. Чтобы ответить на твой вопрос: «Раз Кришна такой негодяй, почему Ты любишь Его?» Подруга, чтобы ответить на этот вопрос мне нужно немного времени. Это непростая тема. Поэтому, пожалуйста, не возвращайся на райские планеты. Оставайся здесь, со Мной во Вриндаване. Со временем Я смогу показать тебе природу этого драгоценного камня – премы. Я не могу объяснить прему при помощи языка. Прему нельзя увидеть глазами или передать словами, но у нее есть некоторые признаки. Чтобы понять почему я люблю Кришну, несмотря на то, что Он такой оскорбитель, Ты должна понять истинную природу самой премы. Кришна заставляет меня сильно страдать, но Я все равно остаюсь с Ним – такова природа премы. Чтобы понять это, Тебе нужно оставаться со Мной здесь, во Вриндаване».

Кришна ответил: «О Горе! Так много раз Ты сказала, что Я Твоя подруга, но сейчас Ты показала, что у Тебя нет веры в Меня. О, Радха, не обманывай меня, Я пришла не для того, чтобы стать Твоей подругой. Я пришла с желанием стать пылью на Твоих стопах. О, Радха, будь же довольна Мной. Даруй Свою милость, отругай и научи Меня. Ты мое единственное прибежище».

Кришна – Расарадж, что означает, что Он совершенный наслаждающийся нектаром супружеской любви. Его желание не может удовлетворить никто, кроме того, кто обладает маданакья-махабхавой. Шримати Радхика – Маданакья-бхавамайи, воплощение самой возвышенной любви и привязанности к Шри Кришне, а Кришна – Расарадж. Кришну не может удовлетворить тот, кто не обладает премой в ее наивысшем проявлении.

Шримати Радхика продолжила: «О, дорогая подруга, если ты действительно хочешь узнать, что такое према – слушай. Каковы отношения между мной и моим возлюбленным Кришначандрой? Если кто-то, несмотря на изучение всех писаний, таких как Пураны считает, что према не обладает подлинной природой, то он не сможет понять ее природу. Према невозможно описать. Ее невозможно описать словами. Ты не можешь понять всего лишь услышав от Меня. У тебя должно быть собственное осознание”.

В момент, когда мы говорим: «Гурудев, я тебя люблю», наша према уменьшается. Мы не можем сказать: «Я люблю тебя» губами. Према должна проявляться через некоторые действия.

Шримати Радхика продолжила: «Према абсолютно неописуема. Те, кто говорят, что знают прему и те, кто говорят, что не знают – оба не знают ее. У меня есть некоторое осознание, поэтому несмотря на то, что Кришна много раз оскорблял Меня, тем не менее моя према к Нему не уходит. Прему нельзя понять через обсуждения или через их отсутствие. Ее можно понять лишь через осознание».

В этом мире, если гуру бьет нас, ругает или угрожает нам наша привязанность к нему должна увеличиться. Если наша привязанность к гуру и Вайшнавам растет, когда они ругают нас – это настоящий признак премы. Если наша према уменьшается, получив от них наказание – наша према была ложной. Настоящая према не зависит ни от чего. Она полностью независима и самопроявлена.

Шримати Радхика продолжила: «Единственное, о чем думает тот, кто обладает премой: «Как осчастливить объект моей любви?» В этом не должно быть ни сомнений, ни логики, одно лишь желание: «Как я могу исполнить желание объекта моей любви? Как я могу удовлетворить его?»

Можно изучить все писания, такие как «Шримад-Бхагаватам» или «Чайтанья-чаритамрита», но вывод очень прост. Нам следует отказаться от всех желаний, кроме одного – удовлетворить божество, которому мы поклоняемся.

[Шрила Нараяна Махарадж затем попросил своего ученика Тамала Кришну даса брахмачари спеть с преданными бхаджан «Эмона Шачира Нандана Бине», написанный Шрилой Преманандой Тхакуром, после чего он продолжил класс.]

Шри Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал природу премы. Но мы можем видеть, что такое према по примеру его жизни. Он проявил все симптомы: снехи, маана, пранайи, раги, анураги, бхавы, махабхавы, вплоть до маданакья-махабхавы. Присутствовало всё. Он прыгал в безграничный океан, считая, что это Ямуна. Он видел, как Кришна танцует со всеми гопи и при этом играет сладкую мелодию на Своей флейте. Потом, когда спутники возвращали Его во внешнее сознание, Он говорил им: «Что я делаю?» Это према. Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, полностью принял настроение и красоту присущие Шримати Радхике. Он выражал Свои настроения любви (которые называются сва самведья-даса) Шри Сварупе Дамодаре и Рая Рамананде в Гамбире, мы можем прочесть их обсуждения в «Шри Чайтанья-чаритамрите».

Это очень возвышенная тема, но все же я вам рассказываю об этом. Сделайте это смыслом вашей жизни и попытайтесь этого достигнуть. Это можно понять на уровне снехи.

Шримати Радхика сказала: «В сердце возлюбленного есть лишь одно желание: «Как удовлетворить объект моей любви?» Нужно отказаться от всех остальных желаний. Если кто-то пытается объяснить прему другим – это будет лишь имитацией – потому что према абсолютно необъяснима. Ее нельзя понять ни через размышления, ни через отказ от них. Ее можно понять только через осознание, никак иначе. Можно только самому это понять, на санскрите это называется «сва-самведья даса». Никто не может сказать, что такое према, но ее можно увидеть благодаря поступкам.

Шримати Радхика сказала: «Ты не можешь понять, что такое према просто через Мои слова. Нужно находиться рядом с теми, в чьих сердцах пробудилась према. Смотри на них и следуй их действиям. Оставайся со Мной здесь, во Вриндаване. Не возвращайся на райские планеты. Наблюдая за моими действиями Ты поймешь. Пока према не пробудилась в сердце, миллионы учений не помогут Тебе понять ее природу. Ее можно понять только через постепенное осознание.

Шрила Рупа Госвами сказал:

адау шраддха татах садху- санго

‘тха бхаджана-крийа тато

‘нартха-нивритих сйат

тато ниonха ручис татах

атхасактис тато бхавас

татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах

прадурбхаве бхавет крамах

«Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15-16

 

Вначале человек должен просто стремиться к самопознанию. Это приведет его к общению с духовными людьми. Далее следует получить посвящение от возвышенного духовного учителя и под его руководством начать преданное служение. Служа Господу под руководством гуру, человек освобождается от всех материальных привязанностей, утверждается в процессе самоосознания и обретает вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Благодаря этому вкусу человек еще больше привязывается к сознанию Кришны, которое, созревая, становится бхавой, или первой ступенью любви к Богу. Полная любовь к Богу – это према, высшая ступень совершенства.

Если у вас есть желание наслаждаться в этом мире, тогда шраддха (вера) не проявится в сердце. Если вы хотите наслаждаться чувственными удовольствиями – вы никогда не достигнете премы. Шраддха появится лишь по милости мадхьяма-адхикари и по милости Вайшнавов, Шри Кришны и Шри Гуру.

Для личности, которая достигла уровня премы, даже большая сложность, связанная со служением объекту своей любви, кажется незначительной. Следует находиться рядом с маха-пурушей (осознавшей себя душой) и служить ему. Тогда можно достичь этой необъяснимой и удивительной премы.

Шри Чайтанья Махапрабху и Шримати Радхика не могут сказать, что такое према, они могут лишь показать ее эффект. Иногда, Шри Чайтанья Махапрабху ставал маленьким, как черепаха, а иногда очень длинным – семь, восемь или двадцать футов в длину. Когда маленькая частичка премы проявляется в сердце садхаки, то это называют шраддхой или верой.

Шримати Радхика продолжила: «На какой стадии можно понять прему?» Ее можно понять только тогда, когда сознание попадает под полное влияние экстатических эмоций, которые зовутся рагой. Когда сознание покрывается этой рагой и единственным желанием является желание удовлетворить Шри Кришну, тогда эта личность может понять прему. Она может понять доволен или нет Кришна.

Шримати Радхика продолжила: «Мы встретились с Кришной во время раса-лилы. Он оставил нас, а потом мы встретились снова. Он нес меня, а потом снова оставил. Я проявила ман. Почему? Только ради Его счастья. Моя према к Кришне никогда не ослабевала».

Гаура премананде!