ХАРИ-КАТХА

Международное общество Bhakta Bandhav

Ответ на сомнения

Шрила Нараяна Госвами Махарадж

22 апреля, 2004 год, Канада

Я предлагаю тысячи и тысячи смиренных поклонов лотосным стопам моего духовного и трансцендентного гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешава Госвами Махараджу, и такие же поклоны я предлагаю своему шикша-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу.

Вы знаете, что Кришна – Верховная Личность Бога. Это вы знаете. Но вы не можете служить Ему напрямую. Кому мы должны поклоняться в начале? Тем, кто рассказал вам о том, кем является Верховная Личность Бога, что собой представляет этот мир, кто вы и почему вы должны служить Кришне. Современное название такого человека – учитель, но трансцендентное слово – гуру. Нет никого весомее чем он, он самый весомый, с самого начала мы должны служить гурудеву. В первую очередь мы должны попытаться прославить гурудева, тогда Кришна естественным образом будет прославлен.

Мы поговорим о гуру-таттве. В шастрах говорится, что джагат-гуру – это Сам Кришна. Гуру не менее важен чем Кришна, гуру – это рупа Кришны, а также Его сварупа. Вы где-нибудь слышали об этом? В первой главе «Чайтанья Чаритамриты» говорится, что гуру проявляется во многих формах. Все Вайшнавы являются гуру. Мы должны считать всех чистых преданных гуру, это не относится к падшим преданным. Самый выдающийся из чистых преданных – это самый настоящий гуру. Гуру один, но у него есть два аспекта.

В начале мы встречаем преданного, который указывает нам путь. Он говорит нам: «Ты несчастен в этом мире, очень-очень несчастен. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Ты – не физическое тело. Ты отличен от него. Ты не можешь умереть и родиться. Ты вечная частичка Кришны, Верховной Личности Бога. Ты подобен Ему, но ты забыл Его и поэтому тебе пришлось прийти сюда.» Если ему задать вопрос: «Как мне достичь совершенства?», он ответил: «Я отведу тебя к гуру, к трансцендентному гуру. Он научит тебя и много чего даст тебе, тогда ты сможешь служить Кришне и быть счастливым. Пойдем со мной.»

Так вас приведут к истинному гуру, трансцендентному гуру. Тот, кто вас привел – тоже гуру, его называют вартма-прадаршака. Тех, кто указывает нам истинный путь к квалифицированному гуру также нужно почитать. Мы должны уважать их. Если мы не будем уважать их, на нашем пути возникнут препятствия. Почему они действуют как вартма-прадаршака гуру? Потому что Кришна вдохновил их: «Иди и приведи ко Мне эту личность». У них есть некоторая связь, поэтому нужно их уважать.

Истинные гуру называются – дикша-гуру и шикша-гуру. Кто такой дикша-гуру? Он дает нам мантру. Каково значение этой мантры? Мантра является воплощением Кришны. Не думайте, что мантры в нашей линии менее значимы чем харинама. Не думайте, что эта мантра не приведет вас на трансцендентную Голока Вриндавану. Кама-гаятри и гопала-мантра – трансцендентны, они дают отношения с Кришной. Кама-гаятри раньше была брахма-гаятри. Затем олицетворенные Упанишады услышав славу раса-лилы и о настроении гопи развили жадное желание получить его. Так по милости Йогамайи, брахма-гаятри стала кама-гаятри. Кама-гаятри также присутствует на Голока Вриндаване в другой форме, она принимает форму камы. Настроение присущее Радхике – это кама, поэтому кама там проявляется в форме Радхики. Гуру должен обо всем этом знать, и осознавать все эти истины.

Иногда дикша-гуру более продвинут чем шикша-гуру, а иногда шикша-гуру намного возвышеннее чем дикша-гуру. Например, мой гуру – Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. А к Шриле Бхактиведанта Сарасвати Госвами Тхакуру я отношусь как к своему шикша-гуру. Кто возвышеннее? Шрила Рупа Госвами – мой шикша гуру. Сам Шри Чайтанья Махапрабху – шикша гуру. Сам Кришна – шикша гуру. Разве могу я сказать, что мой гуру возвышеннее чем Рупа Госвами, Чайтанья Махапрабху, Нитьянанда Прабху и Кришна? Вы можете сказать кто выше? Вы должны знать.

Если вы поклоняетесь лишь своему гурудеву, но не поклоняетесь его гурудеву и парам-гурудеву, если вы не будете слушать Рупу Госвами, Нитьянанду Прабху, если вы не будете слушать даже Радхику или Рупу Манджари, тогда кто вы такой? Вы глупый, бесполезный человек и, словами Шрила Свами Махараджа, вы – негодяй.

Негодяй – это тот, кто хочет слушать только своего гуру, но не тех, кто является авторитетом. Они думают: «Мой гурудев – лучше, чем Рупа Госвами, Рупа Манджари, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гаурачандра и даже чем Радхика и Кришна. Мой гуру – самый возвышенный. Я буду слушать только своего гурудева.» Такие личности очень глупы. Мы должны обратить внимание на все эти моменты.

Если вы не готовы слушать Шрилу Бхактисиддхагнту Сарасвати Госвами Тхакура, Шрилу Бхактивинода Тхакура или даже Рупу Госвами, будет ли ваш гурудев доволен? Вы должны осознать этот факт. Шрила Свами Махарадж пришел лишь для того, чтобы прославить всю свою гуру-парампару. Он приехал, чтобы прославить Рупу Госвами. Он приехал, чтобы прославить Гаурачандру и Нитьянанду Прабху, в особенности Гауру. Он приехал прославить Его, рассказав, что Он неотличен от Кришны. Он – Кришна, который принял настроение и золотистый цвет Радхики. На самом деле Кришна не просто забрал его, Он молит: «О, Шримати Радхика, пожалуйста дай Мне Свое настроение. Пожалуйста, дай Мне Свое настроение.» Шримати Радхика отвечает: «Если Ты положишь Свою голову к Моим стопам, тогда Я Тебе его дам.» Как Кришна ответил? Он сказал: «О, моя флейта здесь, у Твоих лотосных стоп, и Моя голова там же.» Вы должны знать, что ваш гуру приехал, чтобы дать вам эти трансцендентные истины. Он был с вами, в этом мире очень небольшой промежуток времени. Он хотел дать все эти вещи – ничего больше.

Он пришел лишь для того, чтобы донести послание Рупы Госвами, но он увидел, что все заросло лесами маявады и джунглями атеизма и невежества. Он хотел посадить Туласи – Вринду. Он хотел выращивать любовь и привязанность Кришначандры, так как ее дал Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники такие как Рупа Госвами, Сварупа Дамодар и Рая Рамананда.

Он был обеспокоен и подумал: «Что же мне делать? Где я должен распространить всё это? Могу ли я посадить Вринду на камне? Могу ли я посадить все это на бесплодной земле или на океанском песке? Даст ли это какой-то плод? Если нет, то что же мне делать?» Он нашел выход. Он спросил Чайтанью Махапрабху: «Что я должен делать?»

Махапрабху ответил: «Вначале ты должен сделать из этой бесплодной почвы плодородную, вырубив джунгли маявады и других апасиддхант

Когда он приехал в западные страны, он увидел, что все принимают очень много наркотиков. Практически все были сумасшедшими, и любили вместо Бога собак. Он подумал: «Что я должен делать? Я должен что-то дать.» Вначале он вырубил джунгли всей философии маявады, атеизма, материальных наук и так далее. Затем он объяснил, что сначала нужно служить своему гурудеву. Это было началом для новичков. А, Б, В, Г, Д. А – абрикос, Б – бант и так далее. Тем не менее, когда вы проходите начальную школу и поступаете в старшую школу или колледж, вы не должны думать: «Я буду изучать лишь то, что учил в самом начале. Я не буду следовать всем этим профессорам. Я хочу следовать только тому, что нам говорил наш гурудев. А значит – абрикос, Б – бант, В – веер. Зачем вы говорите мне что-то другое?»

«Нараяна Махарадж приезжает и рассказывает много разных вещей. Мы не будем этого принимать. Он прославляет Рупу Госвами и учит, что мы должны развить любовь к Божественной Чете Радха-Кришне. Почему он говорит о чем-то другом? Не слушайте Нараяну Махараджа. Это будет оскорблением.» Что это такое? Так говорят невежественные люди. Не думайте, что я учу чему-то отличному от того, чему хотел научить вас ваш Шрила Прабхупада и о чем он писал. В его последний день его голос был записан. Он дал мне приказ: «Помоги моим ученикам.» После этого он больше ни с кем не говорил. Вы можете найти эту кассету. Почему он дал мне такое наставление? Он плакал и просил меня. Если бы он уже все сказал, то зачем бы тогда он так просил меня? Если кто-то не верит моим словам, он может прослушать эту кассету.

В тот момент он говорил на бенгальском, чтобы другие его не поняли. Если бы он сказал, что все его ученики невежественные, они ничего не знают и они несовершенны, тогда они могли бы расстроиться. По этой причине он сказал многое на бенгальском. Он сказал мне: «Я привел их, но не смог полностью обучить их». Если бы он сказал им все и, если бы они были такими знающими и квалифицированными, почему бы тогда так много старших преданных, даже тех, кто принял отреченный уклад жизни пали? Где они сейчас? Там, где они находятся сейчас – это не ИСККОН. Они не были ИСККОН, они не ИСККОН и они не станут ИСККОН.

Что такое ИССКОН? Брахма – это ИССКОН, Нарада – ИСККОН, и другие в этой линии, такие как Шрила Рупа Госвами, они ИСККОН. Лидер ИСККОН – Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Вы должны знать об этом. Он – ИСККОН. Шрила Свами Махарадж всего лишь изменил имя. Имя перевели на английский, но суть не поменялась. Как он может поменять любовь и привязанность? Как можно это изменить? Может ли кто-то изменить любовь и привязанность Радхики к лотосным стопам Кришны? Может ли кто-то поменять это? Это трансцендентно, это невозможно поменять.

Когда Шрила Свами Махарадж находился на судне «Синдия Навигейшн», у него случился сердечный приступ, тогда Кришна вдохновил его: «Не волнуйся. Мои благословения с тобой». После этого Шрила Свами Махарадж приехал и свершил чудо. Кришна – внутри меня, Чайтанья и Нитьянанда Прабху также внутри меня – Они сделали все это. Не думайте, что я даю что-то отличное от того, что давал Шрила Свами Махарадж, или что я не в этой линии. Мы оба подобны марионеткам.

Если ученикам Прабхупады больше не нужно слушать истинного гуру, почему тогда они падают? Почему? Я знаю больше вас, намного больше вас. Я знаю его с 1946 года. Некоторые из его санньяси приходили ко мне, но где же они сейчас? Им запретили продолжать слушать и так они лишились возможности понять своего гурудева. Если они придут снова и будут служить своему гурудеву, тогда у них будет шанс – а иначе нет. Истинный ИСККОН – это общество чистых преданных, а главным среди них является гуру. Гуру – это рупа и сварупа Кришны.

Шрипад Аранья Махарадж: Шрила Гурудев цитирует «Шри Чайтанья Чаритамриту», Ади-лила» глава 1.

гуру кришна-рупа хой шастрера-прамане
гуру-рупе кришна крипа корен бхакта-гане

Все богооткровенные писания утверждают, что дикша-гуру – это внешнее проявление Верховного Господа Шри Кришны (кришна-рупа), потому что в облике духовного учителя Кришна проливает милость на преданных.

Дикша-гуру, духовный учитель, который говорит вам: «Вы не это тело; вы частичка Кришны», он инициирует вас в дикша-мантры гаятри-мантры. Его называют рупой Кришны, прямым проявлением формы Кришны. Сам Кришна спасает джив при помощи своей милости в форме кришна-рупы.

шикша-гуруке та’ джани кришнера-сварупа
антарйами, бхакта-шрештха — эи дуи рупа

Следует знать, что шикша-гуру – это внутренняя природа Шри Кришны, Его личность (кришна-сварупа). В образе Сверхдуши (чайтья-гуру – учителя в сердце) Кришна направляет душу, а в образе возвышенного преданного (бхакта-шрештхи, или ашрая-бхагавана) Он дает Свое общение и наставления (шикшу).

Также есть шикша-гуру, духовный учитель, дающий наставления. Его называют сварупой Кришны. Существуют две формы Кришны как шикша-гуру: один шикша-гуру всегда присутствует в вашем сердце. Это Кришна в сердце. Также Он проявляется внешне как возвышенные, совершенные Вайшнавы. Кришна помогает преданным через дикша-гуру, кришна-рупу, и через шикша-гуру кришна сварупу.

Шрила Нараяна Махарадж: Вы можете понять это при помощи следующего примера. Шрила Санатана Госвами является и дикша-гуру, и шикша-гуру для Рупы Госвамипада. Можете ли вы сказать кто возвышеннее? Для новичков это сложно, для каништха-адхикари. Мадхьяма-мадхьяма или мадхьяма-уттама адхикари могут это понять. Постарайтесь стать по крайней мере мадхьямой. Несмотря на то, что кто-то принял инициацию у Шрилы Свами Махараджа 30 лет назад, он может все так же оставаться каништха-адхикари – не мадхьяма. А иначе не было бы вопроса о падении. По этой причине они не хотели слушать никого кроме Шрилы Свами Махараджа, но, чтобы подрасти им нужно слушать.

Я его друг. Я его шикша-ученик. Он мой шикша-гуру. С другой стороны, я принял санньясу от моего Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа раньше, чем он. Ваш Прабхупада принял санньясу вскоре после меня – через пять или шесть лет, поэтому можно считать нас также духовными братьями. В принятии санньясы я старше, а он младше, но он намного старше, потому что он духовный брат моего Гурудева. Он мой шикша-гуру, для меня он не меньше чем мой дикша-гуру. Несмотря на то, что мы друзья, я его очень уважаю.

Мы принимали прасад сидя на одном месте. Когда у него не было ни копейки, я давал ему свой чаддар, чтобы он на него сел, мы много чего обсуждали. Ему очень нравилось, как я пою, он играл, а я пел: «Шри Рупа Манджари пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана пуджана, сеи мора пранадхана», а также: «Радха Кришна прана мора югала кишора. Ему всегда нравилось слушать как я пою. Он давал лекции по «Шримад-Бхагаватам» основываясь на своих записях, мы слушали его. Я воспринимал его как своего шикша-гуру. Он всегда был моим другом. Он написал мне: «Наши отношения – трансцендентные, такие как у меня были с моим Шрилой Прабхупадой, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром».

До того, как Кришна позвал его назад, его позвал Махапрабху, он представил комментарий Шрилы Баладевы Видьябхушаны Прабху на «Гиту», он все упростил для вас. По его наставлению и по вдохновению моего Гурудева, Я перевел комментарий Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Его и мои комментарии – это первая и вторая части. Если кто-то в начале осознает его «Гиту», после этого он может изучать комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура.

В соответствии с процессом, который дал ваш Прабхупада, разве санньяси должны оставлять санньясу? Никогда. Я хочу, чтобы все были очень сильными, и никогда не падали. Никогда не отказывайтесь от линии своего гуру. Кто гуру? Шри Чайтанья Махапрабху, Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и все Госвами. Мы не должны отказываться от их линии.

 В начале «Шри Чайтанья Чаритамриты», в первой главе, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами молится о том, чтобы быть под руководством Шести Госвами. Они – его гуру, шикша гуру.

эи чхайа гуру шикша-гуру йе амара

таисабара пада-падме кори намаскара

 «Шри Чайтанья Чаритамрита», Ади-лила 1.37

 Шесть этих личностей являются моими шикша-гуру, поэтому я с великим почтением предлагаю их лотосным стопам миллионы поклонов.

Шрила Кавирадж Госвами не молится стопам своего дикша-гуру. Почему? Он предлагает поклоны своим шикша-гуру, но кто же его дикша-гуру? Можете ли вы понять? Это будет сложно – очень сложно. Удивительно, что в первую очередь он не предлагает пранамы своему дикша-гуру, так как делаем это мы. Он сломал все правила и предписания, тем что в первую очередь помолился своему шикша-гуру. Почему? Тот, кто дал нам больше всего и есть для нас гуру.

Существуют два вида линий ученической преемственности: одна – панчаратрика гуру-парампара. А вторая бхагават гуру-парампара. Мы принимаем бхагават гуру-парампару, а панчаратрика [формальности, формальные процедуры инициации, так как это описано в шастрах] гуру-парампара также включена в это. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакури Шрила Рупа Госвами все приняли эту бхагават гуру-парампару.

Иногда панчаратрика гуру-парампара может быть вне закона и против бхакти. Такое может произойти [когда она находится отдельно и не включена в бхагават- парампару], но бхагават гуру-парампара, которая находится под руководством таких шикша-гуру как Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Сваруп Дамодар и Шри Рая Рамананда – всегда истинная.

Некоторые говорят, что Шрила Рагхунатха дас Госвами был дикша-гуру Кришна даса Кавираджа Госвами, а другие говорят, что это был Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами. Так или иначе, я считаю, что, когда он жил семейной жизнью, Кришна дас Кавирадж Госвами и его старший брат были инициированы в кришна-мантру [гопала-мантру] их семейным гуру. Он не хотел раскрывать факт, что он оставил того гуру и пришел к лотосным стопам шикша-гуру. Почему он оставил его? Его старший брат был в некотором роде против Нитьянанды Прабху, он нанес оскорбление Его лотосным стопам на собрании преданных в его доме. Манакетана Рамадас, преданный Нитьянанды Прабху, разгневался. Он сломал его флейту и немедленно оставил собрание. Семейный гуру Кавираджа Госвами поддержал его старшего брата. Несмотря на то, что он благосклонно относился к Чайтанье Махапрабху, он плохо относился к Нитьянанде Прабху, поэтому Кришна дас Кавирадж отверг его. Он отправился во Вриндаван и принял своих шесть шикша-гуру, в особенности Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Рагхунатху Госвами.

У панчаратрика [или анустханика (формальные ритуалы принятия дикши, такие как произнесение «сваха» перед жертвенным огнем)] дикша-гуру что-то может быть неправильным [например, он может не быть осознавшей себя душей]. Но в бхагават-парампаре нет и речи о том, чтобы что-то было не так. Кришна дас Кавирадж Госвами пишет о своих гуру из бхагават гуру-парампары:

 шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша

чаитанйа-чаритамрта кахе кршнадаса

Молясь лотосным стопам Шри Рупы и Шри Рагхунатхи и постоянно уповая на их милость, Я, Кришнадас, повествую «Шри Чайтанья-чаритамриту».

йадйапи амара гуру—чаитанйера даша

татхапи джанийе ами танхра пракаша

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади 1.44

Известно, что мой духовный учитель – Слуга Шри Чайтаньи, но в то же время я знаю, что Он – полное проявление Господа.

Такое описание дал ваш Прабхупада. Я всегда следую своему шикша-гуру, Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу. Я всегда ношу с собой его комментарии. Я не отличен от него – наши мнения сходятся. Неразумные личности не могут осознать этого. Поэтому, они не могут понять глубокое значение комментариев Шрилы Свами Махараджа.

Шрипад Аранья Махарадж: (читает) Ади-лила, глава 1, тексты 44-46. Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Я знаю, что мой духовный учитель – слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что Он – полное проявление Господа. Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным. Человеку следует знать, что ачарья – это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он – представитель всех полубогов.»

Шрила Нараяна Махарадж: Эти так называемые гуру, которые считают, что ачарья подобен нам, и, что он обычный человек с материальным телом и материальными чувствами, но просто в некоторой степени умнее нас – являются самыми грубыми оскорбителями. Вы должны предлагать им пранамы с очень большого расстояния. Не общайтесь и не выражайте почтения таким бесполезным гуру. Теперь что касается шикша-гуру

Шрипад Аранья Махарадж: (читает) Текст 47: «В шикша-гуру следует видеть Самого Кришну. Господь Кришна проявляется в образе Сверхдуши и в образе Своего величайшего преданного.»

Шрила Нараяна Махарадж: Кто является дикша-гуру? Кто такой шикша-гуру? Они могут быть равнозначно квалифицированы. Например, «Шримад-Бхагаватам» – лучше доказательство, лучше, чем Веды, лучше, чем Упанишады, чем «Махабхарата», «Хари-вамша» и другие Пураны, и любые другие грантхи, писания. Это амала прамана – безупречное доказательство. Туласидас перевел множество стихов из «Шримад-Бхагаватам» в своей «Хинди Рама Чарита Манаса». При написании своей «Рамаяны», Вальмики также взял всю сиддханту из «Шримад-Бхагаватам». Все истинные учителя принадлежат к одной линии. Они не противостоят друг другу.

Писания объясняют квалификацию настоящего гуру. Тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет, самит-паних шротрийам брахма-ниonхам.[Чтобы обрести трансцендентное знание о Шри Бхагаване, нужно обратиться к Шри Гуру, который постиг суть ведических писаний и во всей полноте осознал Верховную Абсолютную Истину, Шри Кришну. Следует положить к его стопам веру в качестве дров для жертвоприношения («Мундака Упанишад»)]

Духовный учитель дает знание о бренности этого мира. Все здесь смертны и наполненны страданиями. Сейчас вы молоды и думаете, как сумасшедшие – принимаете так много наркотиков, не находитесь в естественном состоянии сознания. Вы думаете: «Я царь для всех. Я счастлив.» Но на самом деле вы не счастливы, вы никогда не можете быть счастливыми здесь.

Хираньякашипу был практически бессмертным. Он хотел стать бессмертным, но Брахма сказал: «Я не могу дать тебе такого благословения, можешь выбрать любое другое.» Считая себя очень разумным, Хираньякашипу попросил о таком благословении: «Пускай я не смогу умереть ни днем, ни ночью, ни в небе, ни в воде, ни на земле. Ни одно творение Брахмы не сможет убить меня – ни человек, ни животное, ни полубог, никто-либо еще. Я не должен умереть ни внутри, ни снаружи помещения, ни в один из месяцев, ни одним из видов оружия.» Брахма согласился даровать такое благословение.

Так или иначе, в тот же момент проявился Нрисимхадев – тот самый Нрисимха, которому вы поете – и Хираньякашипу был убит. Но это произошло ни на земле, ни в небе, это случилось ни в комнате, ни снаружи. Это случилось в дверном проеме. Его не убивало ни одно творение Брахмы, не использовалось ни одно оружие. Также это не произошло ни в один из месяцев, это был високосный год. Нрисимхадев положил Хираньякашипу к Себе на колени, Он убил его Своими когтями и вывернул наружу его кишки.  В этот момент из Его гривы выходил огонь, и все боялись Его – даже Лакшми, Брахма, Шанкара и другие полубоги. Они не осмеливались подойти к нему.

Ни один из полубогов не был уверен, что сможет успокоить Господа. Они нашли разумный выход, отправив к Нему Прахладу. Прахлада тут же прыгнул на колени к Нарасимхадеву и Господь расплакался. Он сказал Прахладе: «Я опоздал. Я не мог прийти вовремя. Пожалуйста, прости меня.» Он попросил Прахладу выбрать любое благословение, но мальчик очень смело сказал: «О, я не торговец, я здесь не для того, чтобы что-то получить от Тебя. Те, кто дают и берет – торговцы. Я не имею ничего общего с этим. Я хочу лишь служения. Я хочу лишь служить Тебе так, чтобы Ты был доволен».

Вы знаете Равану? Он не мог стать счастливым поклоняясь Шанкаре, Дурге, Ганеше или Кали. Он так много служил, по их благословению он обрел десять голов. У него было благословение – если кто-то снесет ему голову, то на ее месте немедленно появятся еще десять голов. Несмотря на это, он был убит за одну секунду. Не только он, но и весь его род был уничтожен. У него было сто тысяч сыновей и сто двадцать пять тысяч внуков. Дурга, Кали, Шанкара и Ганеша на тот момент все скрылись с Ланки. Они не могли ему помочь.

Также произошло и с Камсой. В одно мгновенье Кришна прыгнул на высокий трон и схватил его за волосы. Он прыгнул на тело Камсы, и убил его в тысячную долю секунды. Затем Кришна сказал: «Я всего лишь прыгнул на него, а он умер. Что же мне делать? Я его племянник. Я всего лишь хотел поиграть.» 

Так вы можете понять, что в этом мире никто не счастлив. Сейчас вы не понимаете этого, потому что вы принимали так много наркотиков и других вещей, вы все сошли с ума. Но когда вы состаритесь, в возрасте ста лет вы будете плакать: «О, Прабху, забери меня. Забери меня к Себе. Я не могу вынести этих страданий.» Тогда придет настоящий вопрос. Тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет. В этот момент вы должны отправиться к истинному гуру. Вы будете размышлять: «Как я могу быть трансцендентно счастлив?» Вы спросите у шастр – Вед, Упанишад, а особенно у «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагават-Гиты» – и все они ответят вам: «Необходимо пойти к осознавшему себя гуру, который осознал все виды шастр, он знаток всех установленных истин, он совершенный. У него есть брахма-ништха и некоторое осознание Парабрахмана».

Если он является знатоком шастр, но у него нет осознания Кришны, то он не может быть гуру. Нужно отвергнуть его как гуру. Возможно, он может цитировать все шастры, но его нельзя считать гуру если у него нет осознания, если он сам не воспевает Харе Кришна Харе Кришна и Говинда Дамодара Мадхавети, если он не всегда счастлив, если у него много проблем, он очень гневный и полон вожделения, если у него нет отреченности от этого мира, и если у него есть много желаний. Он должен быть не только отреченным и знать все шастры, но он должен быть в состоянии удовлетворить своих учеников своим пониманием сознания Кришны.

В шастрах говорится, что, если вы принимаете какую-то еду с каждым укусом вы должны ощущать все больше удовлетворения.

Шрипад Аранья Махарадж: В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Бхакти парешанубхаво вирактир анйатра чайoа» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.42) Здесь приводится очень простой пример, чтобы помочь нам понять, эффект, который приходит посредством практики настоящего, трансцендентного преданного служения. Когда мы едим, мы должны испытать это. Первый – должно быть некоторое удовольствие, некоторый вкус к тому, что вы едите. Второй – ваше тело получит питание, и вы станем очень сильными. Третий – раньше вы были голодны, а сейчас, постепенно, с каждым кусочком ваш голод уходит, пока не оставит вас полностью.

Также как существуют три эффекта от принятия пищи, также и у того, кто предался лотосным стопам сад-гуру и следует его наставлениям – слушает, воспевает, памятует, и служит ему всеми способами – должны проявиться эти три эффекта. Они должны проявиться. Вначале, бхакти означает, что ваша шраддха, вера растет, уходят анартхи. Бхакти садхака, его сева-вритти, настроение служения будут увеличиваться с каждым днем. Таков первый результат. Второй результат – парешанубхава. Должно прийти осознание. Постепенно он поймет кем является, кто такой Кришна, и какие у него отношения с Кришной. Третий результат – виракти, отреченность. Если ваша привязанность к Кришне стремительно растет, в тоже самое время к вам постепенно начнет приходить отреченность от этого мира, до тех пор, пока у вас не останется никакой привязанности.

Если вы едите, но не чувствуете никакого удовольствия, у вас не прибывает силы и ваш голод не уходит, то что это значит? Это значит, что, наверное, вы не едите, или же у вас в желудке завелись черви или у вас какая-то тяжелая болезнь. Есть какой-то недостаток. Если мы слушаем, воспеваем, памятуем на протяжении многих лет, но не приходит никакого осознания, не растет наше сева-вритти, и мы не отрекаемся от этого мира, вывод таков – мы не практикуем бхакти. Мы занимаемся чем-то другим. В этом случае мы должны предаться лотосным стопам квалифицированных Вайшнавов. Они отрегулируют нашу практику таким образом, чтобы мы встали на путь чистого бхакти и тогда эти результаты придут.

Шрила Нараяна Махарадж: Гуру также практикует. Он служит своему гуруедву, всем гуру в линии ученической преемственности, Махапрабху и Нитьянанде Прабху, Радхе-Кришне. Йад йад ачарати шреonха локас тад анувартате, тат тат эва итарах джанах. Это ачарья. Он служит миссии своего гурудева. Гуру можно считать того, кто контролирует свой ум, гнев, слова, язык, желудок и гениталии. Тот, кто контролирует все это – гуру. Те, кто не могут этого делать – не являются гуру. У них нет осознания. Чайтанья Махапрабху дает наставления, что такие бесполезные гуру – не гуру, те кто не могут научить других, потому что они не практикуют сами и у них нет никакого осознания. Если личность не отреклась от мирских желаний и мирских чувственных наслаждений, то он не гуру – он кенгуру. Он – гуду, животное без хвоста и рогов – осел.

В шастрах говорится:

гурур на са сйат…на мочайед йах самупета-мритйум

«Шримад-Бхагаватам», 5.5.18

Тот, кто не может спасти своих подопечных от повторяющихся рождений и смертей не должен становиться духовным учителем.

Смерть у нас в голове. Она может прийти в любой момент. В любой момент, даже пока мы сидим здесь, смерть может прийти. Путешествуя на самолете, судне или машине – вы можете попасть в аварию. Каждый может умереть в любую секунду. Те, кто могут спасти нас – они гуру. Если гуру не может спасти нас от этой скоропостижной смерти, если мать, отец, муж, жена, сыновья или дочери не могут спасти нас от этой смерти, которая может наступить в любой момент – их нужно отвергнуть.

Однажды Мира написала письмо Туласидасу и спросила: «Что мне делать? Мой муж, мой отец и моя свекровь все против моей духовной жизни. Они не благоприятны. Что же мне делать?» Туласидас немедленно написал ответ: «Джинеке на прийа рама видехи… Ты должна немедленно всех их отвергнуть. Не тяни время». Прахлада отверг своего отца, а Бхарата отверг свою мать. Все гопи отвергли своих мужей, а Бали Махарадж отверг даже своего гурудева, который сказал ему не исполнять желание Ваманадева.» Бали Махарадж сказал: «Я не могу вынести такого наставления. Я отвергаю своего гуру». Такие гуру – слепцы. Тех, кто не помогает на пути сознания Кришны нужно немедленно отвергнуть. Вибхишана отверг своего старшего брата, несмотря на то, что он был для него как отец, а Кавирадж Госвами отверг своего старшего брата вместе с их семейным гуру. Не тяните ни мгновения.

Есть такой пример: кто-то рассказал: «Я хотел молока, поэтому купил корову – очень красивую корову. Несмотря на то, что я поддерживал, кормил, ухаживал за ней, давал ей траву и многое другое, она так и не давала молока. Она была бесплодной. Что же мне делать? Я хочу молока.» Кто-то другой ответил: «Ничего страшного, заведи другую корову – хорошую корову. Она родит теленка и у тебя будет молоко.» Также, если вы каким-то образом выбрали гуру, но кришна-бхакти не приходит – не приходит любовь и привязанность к Кришне и у нас не развивается сознание Кришны – отвергните такого гуру.

Но если он смиренный и признает: «О, я не квалифицирован. Тебе нужно более возвышенное общение. Отправляйся к этому возвышенному Вайшнаву.»  – то он настоящий гуру. Выразив ему почтение, вы должны попытаться пойти в более возвышенное общество. Выражайте почтение своему гуру даже если он мадхьяма и не так много знает, даже если он не очень помогает, но он благоприятно настроен.  Но если он не благоприятно настроен и постоянно создает препятствия и говорит: «Не ходи на даршан к любому возвышенному гуру. Будь только со мной и плати мне дакшину. Ты мое богатство и мое имущество.» В таком случае его нужно отвергнуть. Если какой-то гуру считает, что его ученики являются его собственностью и думает: «Я должен наслаждаться этой собственностью», то он бесполезный, а не настоящий гуру. Если вы находитесь в таких отношениях, то и вы, и такой гуру отправитесь в ад».

Шрила Джива Госвамипад приводил цитату из «Махабхараты» в своей «Бхакти Сандарбхе». Он сказал: «Гурурапи авалиптасйа». Если ваш гуру занят наслаждением чувств, если он не делает различий между тем, что хорошо, а что плохо и, если он критикует или оскорбляет любого возвышенного преданного, его нужно немедленно отвергнуть. Как ученик должен поступить дальше? Он должен искать возвышенного, осознавшего себя гуру и отвергнуть этого бесполезного гуру. Если вы не откажетесь от него и продолжите испытывать сильную привязанность к нему, то вы обязательно отправитесь в ад, также, как и этот бесполезный человек. Мы должны все это понимать.

Ваиotfва ханти ниндати ваидвес̣nи. Ваш гуру может знать все виды шастр, и он может превосходно цитировать доказательства из шастр, но если он не отречен от мирских желаний и чувственных наслаждений, если у него нет осознания, и по этой причине он не выражает должного почтения искренним преданным, то его нельзя даже считать Вайшнавом. Он – вайшнава-апарадхи, оскорбитель Вайшнавов. Мы должны отвергнуть его немедленно и вместо этого принять своим гуру Вайшнава. Аваишнаупадеша. Отправляйтесь к любому возвышенному гуру, который обладает всеми трансцендентными качествами и поэтому у него нет шанса пасть.

Вы должны снова принять инициацию от такого истинного гуру. Если вы не знаете ни одного уттама гуру или, если вы не ищите, или если вы не в состоянии найти такого гуру, по крайней мере вы должны быть в обществе возвышенного Вайшнава. Постепенно он поможет вам. Если вы не следуете этому, то будет очень сложно развиться даже за тысячи лет. Гуру-ништха – это основа бхакти.

Некоторые спрашивают инициирую ли я повторно. Я никогда не инициировал повторно. Если у кого-то падший гуру или у него нет веры в своего гуру, то я помогу ему. Вначале, я пообещал себе всю свою жизнь не принимать учеников. Мой гурудев хотел дать мне положение ачарьи, но я был против и сказал: «Я не квалифицирован. Я не могу принимать учеников». Спустя многие годы, из-за моих отношений с вашим Прабхупадой, моим шикша-гуру, лидеры ИСКОН приходили и слушали меня. Я сказал им, что я могу помочь им, но я не буду никого инициировать.

Через какое-то время они настроились против меня и подумали: «Он заберет все наше имущество и будет наслаждаться так как наслаждаемся мы. Так мы лишимся всего.» Я не хотел забирать их имущество. Затем они объявили: «Никто не должен ходить и слушать Нараяну Махараджа. Если кто-то пойдет, то навсегда будет изгнан из ИСККОН. У нас нет для такого места. Они не могут входить в наши храмы». Лидеры храмов поступили так со многими, поэтому я начал думать: «Что же мне делать? К кому пойдут преданные за прибежищем?» Тогда я решил, что должен помочь им и в тот момент я начал инициировать. Потом эти лидеры сказали, что я должен быть под их руководством, но я отказался от этого предложения.

Я не даю инициацию повторно. Я лишь пытаюсь помочь им. Если я не помогу, то кто тогда поможет им? Они лишились веры в своих гуру, поэтому я так поступаю. Я сказал все это, потому что мы должны знать все заключения шастр.

Шрипад Враджанатх прабху: Вопрос был поднят преданными, которые сомневаются в том должны ли они слушать других возвышенных преданных. Они говорят, что слушать от кого-то кроме Прабхупады подобно проституции.

Шьямарани даси: Люди думают, что если мы слушаем шастры от кого-то кроме Шрилы Прабхупады, то мы не верные ему. Они считают, что мы должны слушать только от него, только из его уст, его тела и его книг. Даже если другой чистый преданный говорит тоже самое, все равно они думают, что тот, кто слушает от «кого-то еще» ведет себя как проститутка и у него нет веры.

Они не понимают, что гуру – один, они также не понимают принцип гуру-парампары. В «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила 1, говорится о том, что шикша-гуру неотличен от сварупы, от самой природы Кришны, а дикша-гуру неотличен от формы Кришны. Он не Кришна, но он – проявление формы Кришны. Как мы знаем форма и характер Кришны неотличны. Когда у Него такое настроение, что Он смеется, этот смех проявляется также и в Его форме, нет разницы между его эмоциями и его телом. Если Его эмоции теряют сознание, то теряет сознание и Его тело. Также, поскольку шикша и дикша гуру – проявление Его настроения и формы, соответственно между ними нет разницы.

Одна и та же личность может быть, как шикша, так и дикша-гуру. Например, Шрила Прабхупада для меня как дикша-гуру, так и шикша-гуру. Или дикша и шикша-гуру могут быть в разных формах. Мой дикша-гуру – это Шрила Прабхупада, а мой другой шикша-гуру – это Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Гуру – один, они оба являются проявлением Кришны.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур указал в своей «Рага-вартма Чандрике» следующее: если ваш дикша-гуру оставил этот мир до того момента, когда вы созрели духовно, пока вы еще не можете слышать его наставления в сердце, нужно обязательно найти квалифицированного шикша-гуру, не менее знающего чем дикша-гуру. Истинный шикша-гуру будет равнозначным проявлением дикша-гуру. Нет разницы в наставлениях от Кришны и Кришны.

Если кто-то вопрошает о высшем благе жизни, о чистом сознании Кришны, то такой вопрошающий должен найти истинного духовного учителя, который слушает гуру-парампару, который полностью осведомлен во всех заключениях шастр, и кто осознал то, о чем говорит. Он видит Кришну лицом к лицу. Шрила Прабхупада дает такой пример: до того, как он приехал на Запад, он читал о том, как в Америке идет снег, он рассказал об этом своим друзьям. У него не было понимания что такое снег, поэтому он просто говорил. Когда он приехал в Америку, то он понял, что такое снег – потому что он ощутил его. Поэтому, тот кто на самом деле видит Кришну лицом к лицу – это осознавшая себя душа. Его наставления такие же как наставления дикша-гуру, потому что нет разницы между наставлениями Кришны и Кришны. Таким образом, нет разницы слушаете вы Прабхупаду или другого чистого преданного. Само значение слова Прабхупада – это представитель лотосных стоп Кришны. Любой истинный представитель стоп Кришны также хорош, как и наш Прабхупада. Шрила Нараяна Махарадж и Шрила Прабхупада – спутники из духовного мира, так и в этом мире они являются спутниками.

Если мы сами не понимаем, что говорит наш Шрила Прабхупада, по причине недостатка бхакти, сукрити, самскар или веры в него, то нам будет казаться, что Шрила Нараяна Махарадж говорит нечто другое. Например, есть по крайней мере сотня или сто пятьдесят цитат из книг Шрилы Прабхупады, которые говорят о том, что джива никогда не падала с Голока Вриндаваны. Там нет майи, поэтому не может быть и речи падения оттуда. Шрила Гурудева проповедует так же. Без этой веры в дхаму мы не может развиваться в сознании Кришны. Кто захочет на Голока Вриндавану, если там опять майа? Это дхама-апарадха. Для наших материальных умов и чувств, несколько раз Шрила Прабхупада сказал нечто, что звучало иначе, если мы недостаточно разумны, чтобы различать эти утверждения, то будем думать, что он учит нас тому, что джива упала с Голоки.

Шастры говорят, что вайшнава-апарадха настолько опасна, что даже если махабхагават совершит вайшнава-апарадху – он падет. Поэтому некоторые личности считают, что махабхагавата уттама-адхикари, спутник Кришны может пасть если он оскорбит вайшнава. Но он не может так поступить. Это утверждение указывается в «Шримад-Бхагаватам» лишь для того, чтобы показать серьезность вайшнава-апарадхи.

Только чистый преданный, только махабхагавата, может понять другого махабхагавату. Просто потому что у меня есть дикша инициация от моего Шрилы Прабхупады, не значит, что я могу понять хоть слово из того, что он говорит. Настоящая дикша значит: «ди» – обозначает дивья гъяна, осознание моих трансцендентных отношений с Кришной. «Кша» обозначает избавление от всех препятствий на пути бхакти. Настоящий дикша-ученик – это другой махабхагавата, который является спутником Кришны, и кто осознает Его наставления. Поскольку нет отличий между дикша-гуру и шикша-гуру, также нет и разницы между дикша и шикша учениками. Шрила Нараяна Махарадж – шикша ученик Шрилы Прабхупады.

Очень важно то, что Шрила Прабхупада дал наставление своим ученикам слушать Шрилу Гурудева. Если вы посмотрите на сайте VNN, то найдете беседу Шрилы Прабхупады и Шрилы Гурудева в Ноябре 1977 года, тогда перед всеми своими учениками, Шрила Прабхупада лично дает наставления Шриле Гурудеву позаботиться о них. Тогда он сказал: «Я привел так много неквалифицированным учеников, кого бы Кришна не послал мне, какие бы возможности у них не были, я пытался помочь им. Но я не мог полностью помочь им, из-за недостатка их квалификации. Сейчас я ухожу и прошу тебя помочь им в будущем.

Шрила Гурудева: Если вы недостаточно разумны, чтобы пойти глубже и понять своего гуру, то вы не станете квалифицированными. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада, ваш Гурудев, никогда не писал: «Вы не должны слушать никого, кроме меня. Вы не должны идти ни к кому другому.» Разве он писал так? Он бы никогда так не сделал.

Он перевел «Шри Чайтанья-чаритамриту», но он не написал ни одной новой книги. Он перевел работу Кришна даса Кавираджа Госвами. Он цитировал стихи Рупы Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Сварупа Дамодары, Райа Рамананды, Чайтаньи Махапрабху и других. Если кому-то любопытно увидеть оригинал книги «Бхакти-расамрита-синдху», то что в этом плохого? Несмотря на то, что он перевел так много книг, он никогда не запрещал своим ученикам читать оригиналы.

Он не написал «Шримад-Бхагаватам», а скорее перевел. Иногда я вижу в этих книгах подпись: «Автор А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада», но он не автор. Он написал перевод и комментарии. Если кто-то читает бенгальские перевод и комментарии «Шримад-Бхагаватам» от Шрилы Бхактивинода Тхакура, разве мы должны их отвергнуть? Будет ли ваш Прабхупада доволен этим?

Предположим к вам придет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и скажет: «Вот мои наставления. Пожалуйста выслушай.» Что вы сделаете? Вы его отвергнете и скажете: «Уходи. Мы хотим только Прабхупаду»?  Это будет очень глупо. Если Рупа Госвами или Гаура-Нитьянанда Прабху придут к вам и что-то скажут, а вы ответите: «О, уходите, уходите. Мы не хотим вас слушать. Мы хотим слушать только Шрилу Прабхупаду.» Будет ли доволен Прабхупада? Никогда. Его миссия заключается лишь в том, чтобы исполнить их желание. Вы не должны их отвергать. Вы должны их почитать.

Я ничем не отличаюсь от Шрилы Свами Махараджа. В начале он сказал вам А, Б, В, Г. А – для арбуза, Б – для бабочки, В – для вишни, Г – для голубя. По его желанию я рассказываю нечто большее. Мы не должны всегда оставаться в первом классе. Если мы постепенно не развиваемся в своем обучении, то мы очень глупые. Мы не можем находиться в том же положении, на той же стадии вечно. Если бы Шрила Свами Махарадж был здесь сейчас, то сказал бы вам все то, о чем говорю я. Несомненно сказал бы.

Шрипад Враджанатх прабху: Следующий вопрос: некоторые преданные считают, что то, как вы проводите утренние программы, отличается от того, чему их научил Шрила Прабхупада, поэтому они не могут этого принять. Они думают, что это отклонение.

Шрила Нараяна Махарадж: Я хочу прояснить это для вас. Если вы проводите арати для Кришны и Радхи, то каков смысл петь для Нарасимхадева? Вы должны петь киртаны Шрилы Бхактивинода Тхакура или Дина Кришнадаса или других. Шрила Нароттама написал «Джая джая радха-кришна югала-милан», мы должны петь это. Представьте, что ваш гурудев хочет, чтобы вы дали ему немного махапрасада, но вместо этого вы льете в его руку холодную воду. Что это? Это бред.

Прабхупада пошел на некоторые уступки для новичков. Сейчас, если вы проводите арчану или арати для Радха-Кришны, тогда вы должны петь арати для Этих Самых Радхи и Кришны. Если вы проводите арати для Чайтаньи Махапрабху – «Джая джая гоурачандра», зачем в этот момент петь для Нарасимхадева? Если вы предлагаете бхогу, тогда зачем петь «намо маха-ваданйайа» или «намо брахманйа девайа»? Какова необходимость в этих шлоках? Вы должны просто молиться: «Я предлагаю Тебе эту бхогу. Пожалуйста прими.» Есть так много мантр и так много вариаций действий. В начале, новичкам он сказал: «Воспевайте намо махаваданйайа и тогда Он примет ваше подношение.» Но теперь, развиваясь, вы должны повторять соответствующие мантры и шлоки. Когда совершаете арати для Чайтаньи Махапрабху, то не пойте «самсара даванала лидха лока» для гурудева. Вы должны петь это до арати, а когда проводится арати, вы должны петь «Джая джая гаурачандра» или «Джая джая Радха-Кришна югала-милана». Так поется арати.

Когда вы предлагаете бхогу, то должны молиться «шрим клим радха-кришнабхьям» или «этат ниведьям клим гаурая сваха». Таков метод принял Чайтанья Махапрабху, а до этого его приняли: Нарада, Вьяса, Шукадев Госвами, Ишвара Пури и Мадхавендра Пури. Также это принял Сварупа Дамодара, Рая Рамананда, Рупа Госвами, а особенно Санатана Госвами, в «Хари Бхакти Виласе». Он дал все эти правила и предписания.

Ваш Прабхупада был очень добр, поэтому он пошел на некоторые уступки. Он не хотел никого беспокоить. Он думал: «Так или иначе они должны воспевать Харе Кришна Харе Кришна.» Затем, он сказал: «Во время воспевания вы не должны наносить оскорблений.» А потом он сказал: «Вы должны воспевать, думая о своих отношениях с Кришной.» После этого было так много других вещей, которые он хотел сказать вам. Он написал обо всем этом в своих книгах, но многие, не будучи достаточно разумными не приняли все его наставления. Они пренебрегли его словами. Они никогда не уважали настроение своего гурудева, поэтому они очень быстро пали. Если те, кто как кажется, занимают хорошее положение наносят оскорбления, нужно понять, что они также падут. Они наверняка падшие. Искренние грихастха-бхакты или те, кто ведут отреченный образ жизни будут в порядке. Поэтому постарайтесь узнать глубокое значение того, о чем написал Шрила Свами Махарадж. Если бы они следовали его наставлениям, то думаю они никогда бы не пали. Мы должны глубоко изучить его учение.

Шрипад Враджанатх прабху: Последний вопрос. Они считают, что ваше настроение отличается от Шрилы Прабхупады. Они говорят, что ваше настроение слишком возвышенно, что это не для них.

Шрила Нараяна Махарадж: Для новичка второй класс кажется слишком возвышенным. Подобно червяку, который сначала переносит только одну лапку на следующий листок или ветку, а потом, когда он уверен, что его лапка стоит уверенно, он переносит следующую. Такой же процесс поднятия на крышу. Если вы не следуете, то будете думать: «Мне нравится оставаться на первой ступеньке, потому что мой гурудев сказал мне быть здесь. Он никогда не говорил, что я должен поставить ногу на следующую ступеньку. Как же я могу убрать отсюда свою стопу?»

Один отец вырыл колодец, чтобы был доступ к питьевой воде. Его сын думал: «Мой отец вырыл колодец.» Через какое-то время вода в этом колодце стала грязной, там появилось много червей. Ганга находилась рядом, и хорошие советчики, старшие и более разумные родственники сына сказали ему: «Не пей воду из этого колодца, а то заболеешь. У тебя появится много болезней.» Мальчик ответил им: «Я не могу подчиняться вам. Мой отец вырыл этот колодец. Живу я или умру, я должен пить воду из этого колодца. Я не знаю Гангу. Я не пойду на Гангу. Я буду пить воду из этого колодца.» Что это? Это бред. Нужно попытаться понять, что сделал ваш отец. Он хотел дать чистую воду. Если вода не чистая, нужно попытаться очистить ее, а потом пить. Но все же лучше всего пойти к Ганге.

Мы должны постараться узнать истинное настроение Шрилы Свами Махараджа. Утром, вовремя мангала-арати, мы поем киртаны написанные Шрилой Бхактивинода Тхакуром, Дина Кришной и другими ачарьями. Мой Гуру Махарадж написал замечательную песню к мангала-арати. Почему бы нам ее не петь? Когда все другие виды поклонения и молитв окончены, тогда мы можем помолиться Нарасимхадеву: «Пожалуйста, защити меня от всех демонов. Их так много. Ты спас от демонов Прахладу Махараджа, я молюсь, чтобы ты спас и меня. Кто эти демоны? Вожделение – огромный демон. Гнев – огромный демон. Пожалуйста, будь добр, спаси меня.» А потом можете молиться: «Намасте нарасимхайа прахлада хлада дайине…» Вы никогда не должны думать, что Нарасимхадев отличается от Кришны. Кришна стает Нарасимхадевом, когда появляется какой-то демон, опасность или проблема, Сам Кришна стает Нарасимхадевом.

Мы должны принимать помощь тех, кто помогает нам в нашем Сознании Кришны. Вы знаете, что Хануман очень могуществен. Он сам Господь Шанкара, но мы не хотим его помощи. Чего мы хотим? Мы хотим помощь Шанкары, когда Он принимает форму Гопишвара Махадева. В этой форме он поможет нам. Для того, чтобы просто избавиться от всех дурных привычек поможет Нарасимхадев. Но как он поможет нам в достижении Вриндавана и гопи? Может ли он это дать? Может ли это дать Хануман? Кто даст это?

Мы будем поклоняться тем, кто даст нам настроение гопи. Мы можем поклоняться Йогамайе, Гирираджу Говардхану, Вринда Деви, Радха кунде и Шьяма кунде. Они благоприятны и могут дать кришна-прему. Шанкара в своей форме Рудры не может дать этого, поэтому мы не молимся ему, мы не молимся об этом и Нарасимхадеву. Когда мы в опасности, тогда придет Нарасимха и спасет нас так, как спас Прахладу.

Мы очень уважаем Нарасимхадеву, но в должное время и в соответствующем Ему настроении. Если мы памятуем Нарасимхадев, когда совершаем арчану Радхе-Кришне, то Радха и Кришна уйдут. Даже если вы поете киртан и совершаете арчану Радха-Кришне, если там присутствует Нитьянанда Прабху, то в соответствии с нашей Ведической культурой, Радха и Кришна не будут там оставаться. Они убегут.

Поэтому не держите Радха-Кришну и Гаурачандру-Нитьянанду Прабху в одной части алтаря. На одном алтаре можно держать только Радха-Кришну и Махапрабху. Потому что Махапрабху – это Сами Радха-Кришна, в этом нет вреда. Это не расабхаса, но если вы будете держать на одном алтаре: Радха-Кришну, Гаура-Нитьянанду, Нарасимху, Ханумана, Раму, Дваракадиша-Сатьябхаму, Господа Джаганнатха-Баладева-Субхадру и гопи, если вы все это смешаете – то там не будет Радхи и Кришны. Они никогда не смогут там оставаться. Вы должны осознать это.

В Индийской культуре, если присутствует старший брат, младший брат и его жена не могут играть. Никогда, никогда, никогда. Баладев Прабху как отец для Радхики. Если он присутствует, то Радха и Кришна не встретятся. Они быстро убегут. Радхика предлагает пранамы Баладеву Прабху, как отцу. Сейчас же, на Западе, женщина может ходить обнаженной на глазах старшего брата своего мужа. Она может играть с ним. В Раса-шастрах говорится, что если вы хотите любить Кришну и Радхику, то нужно все делать должным образом.

Ваш Прабхупада не мог обучить всем этим вещам своих неквалифицированных учеников, поэтому он сказал, чтобы я их кое-чему обучил, чтобы постепенно они научились. Если бы он сказал им об этом тогда, они бы не поняли. Вы должны постараться узнать все эти истины. Я не говорю ничего, что отличалось бы от желания Шрилы Свами Махараджа.

Гаура премананде!