ХАРИ-КАТХА

Международное общество Bhakta Bandhav

Когда можно поменять своего дикша-гуру

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяана Махараджа

Мурвиллумба, Австралия, 15 февраля, 2002 год

Пойдем со мной, отдайте мне все свое внимание. Мы снова отправляемся в Навадвипу, в Годрумакунджу, на берег Ганги. Это место очень очаровательно, оно наполнено прекрасными лианами и цветами. Шрила Бхактивинода Тхакур, спутник Махапрабху, сидел там, и сейчас он рассказывает нам о том, что он увидел в своем трансе. Он описывает как Санньяси Тхакур пришел из Каси, Варанаси к Премадасу Бабаджи Махарджу, он принял прибежище у его лотосных стоп и сказал ему: «Я хочу быть с тобой, служить тебе всю свою жизнь». Премадас Бабаджи очень обрадовался и ответил: «Ты достойный преданный. Я хочу, чтобы ты был со мной до конца своей жизни».

Через несколько дней, Премадас Бабаджи Махарадж сказал Санньяси Тхакуру: «Я иду повидать своего шикша-гуру. Он находится неподалеку, на другой стороне реки Алакананды (одна из ветвей Ганги), в Нрисимхапали. Сегодня ты должен пойти со мной”. Если вы были со мной на Гаура Мандала парикраме, то вы видели это место. А если нет, то вы можете поехать со мной в этом году, это будет прекрасно. Со мной будут больше двадцати тысяч преданных, они будут проводить нагара-санкиртану на берегу Ганги в двух, трех или четырех длинных линиях. Мы все пойдем в Нрисимхапали в наш первый день.

Когда они пришли, Парамахамса Премадас Бабаджи, издалека увидел своего гурудева, который сидел. Выкрикнув: «Джай Гурудев!», он предложил шаштанга пранамы, упав как палка, прижав руки, голову, колени, стопы к земле. Его гурудев тут же поднялся, подошел ближе и обнял его. Таково поведение квалифицированных учеников и гуру. Несмотря на то, что Прадьюмна Брахмачари – гуру, и он очень возвышен, он поднял своего ученика и обнял, так, как если бы тот был его ребенком.

Гуру и ученик начали прославлять Чайтанью Махапрабху и Нитьянанду, иногда они горько плакали. Это напоминало беседу Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Не было никакой нужды спрашивать: «Как ты?», нет нужды болтать. Гуру лишь спросил: «Как твой бхаджан?» Если бхаджан в порядке, то все остальное будет в порядке. А если бхаджан не в порядке, то ничего не в порядке.

[Шрила Нараяна Махарадж видит, как преданный подымается чтобы уйти]: Не уходи сейчас. Все должны оставаться здесь. Куда ты идешь?

Преданный: Только что приехали мои соседи. Я принесу им сидения.

Шрила Нараяна Махарадж: Не теряй это время. Это мое время. Никто не должен уходить без моего разрешения. Твои гости придут и их усадят. Пожалуйста, вернись и присядь. Кто-то другой может дать им стулья. Постарайся слушать очень терпеливо и внимательно, а иначе ты не поймешь этих тем.

Этот в прошлом саньяси, в линии маявады наблюдал за показательным поведением гуру и ученика. В их линии не принято так предлагать пранамы, потому что маявади ошибочно считают, что все брахма. Кто же будет предлагать пранам другим? Они считают друг друга Нараяной, и лишь произносят: «Намо Нараяна, Намо Нараяна». Здесь же, ученик считает себя очень жалким, хуже травинки, а своего гурудева он считает сакшад-хари, проявлением Самого Верховного Господа. Это уместное поведение. Такое настроение Вайшнава хранится не на протяжении лишь одного-двух дней, это не внешнее, а также внутреннее состояние.

Через один час, когда их разговор был окончен, Прадьюмна Брахмачари спросил Премадаса Бабаджи: «Кто это?» Затем Санньяси Тхакур предложил шаштанга пранамы своему парам-гуру, также как это сделал его гурудев Премадас Бабаджи. Теперь он научился как должным образом вести себя с гуру, как правильно предлагать пранамы, и как вести с ним обсуждения. Он сказал ему: «Я ученик Премадаса Бабаджи Махараджа». Прадьюмна Брахмачари очень обрадовался и сказал: «Тебе очень повезло, что твой гуру – Премадас Бабаджи Махарадж». А затем он сказал ему:

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кришна-татва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 8.128

 

Если кто-то в совершенстве познал истину о Шри Кришне, будь он брахманом, санньяси или шудрой, его следует принять своим гуру.]

 

Гуру – это тот, кто кришна-таттва-ветта. Он владеет наукой сознания Кришны. Не имеет значения инициирует ли он других или нет. Все равно он может быть гуру. Если он дает инициацию – это хорошо, а если нет, он может давать шикшу (наставления). Даже если он не дает наставлений, другие получают благо лишь видя его поведение. Вы должны получить даршан такого возвышенного преданного-бхагаваты и слушать его. Даже если он не говорит, все же что-то исходит из его тела, как лучи исходят из солнца. Если вы будете хранить керосиновое масло, вы пропитаетесь этим запахом. Также, если вы отправитесь к любому возвышенному преданному, некоторые лучи, аромат, какая-то сила войдут в ваше сердце. Видите, вы это или нет, осознаете или нет, это приходит и влияет на вас. Огонь никогда не говорит, но его свет и жар приходят естественным образом. А Вайшнавы еще более могущественны, своей энергией они могут контролировать весь мир. Прабхупада Бхактиведанта Свами Махараджа пришел и за пару лет повсюду распространил свой аромат. Он так много чего изменил, он проявил чудеса.

Таким образом, Прадьюмна Брахмачари объяснял: «Киба випра, киба нйасb, шудра кене найа”. Даже если кто-то родился в низкой уровнем семье, это не страшно. Если он знает кришна-таттву, майа-таттву, джива-таттву, према-таттву и бхакти-таттву – он гуру. С другой стороны, ученая личность, которая знает санскрит и Веды, Упанишады, «Брахма-сутру» и все это запомнил и теперь может цитировать – не является гуру, если у него нет осознания кришна-таттвы.

Здесь Шрилы Бхактивинода Тхакур пишет, что ученик должен отправиться к истинному гуру, который осознал кришна-таттву, всегда повторяет святое имя, всегда отречен от мирских желаний и чувственных наслаждений, и который сильно привязан к Кришне. В начале, у того, кто хочет стать учеником должны быть некоторая вера (шраддха), не полная шраддха, но какая-то ее часть, которая приходит благодаря слушанию. А затем он должен следовать пада шрая: он должен принять прибежище у лотосных стоп этого истинного гуру.

Бхактивинод Тхакур пишет, что есть два вида гурудикша-гуру и шикша-гуру. Нужно принять дикшу от дикша-гуру, и в начале, под руководством этого гуру он должен совершать арчану. Готовка также относится к категории практики арчаны. Если вы не чисты, то не можете заниматься арчаной. Вначале должна быть чистота. Вы не годитесь ни для чего, если вы осквернены. [Некоторые люди могут держать свою тарелку левой рукой, а потом использовать эту руку и касаться чистых предметов. Кто-то может класть свою обувь в одну сумку с четками, или кто-то кладет деньги или ключи в свои мешочки для четок. Они могут касаться своей обуви, а потом не моя руки, предлагать что-то своему гурудеву.]

Особенно чистым должно быть ваше сердце. Если в вашем сердце есть дурные желания, в особенности вожделение и гнев, то вы не квалифицированы заниматься арчаной. Вы не квалифицированы готовить и служить своему гурудеву, и даже касаться его стоп. Вначале очиститесь, а потом вы сможете совершать эту деятельность. А иначе вы начнете видеть недостатки в гуру. Вы увидите недостатки даже в Кришне, так как Дурьодхана.

Дикша-гуру может быть один, в то же время может быть много шикша-гуру, оба вида гуру должны быть осознавшими себя. Позже в «Джайва-дхарме», в главе 20, Виджай Кумар задал вопрос: «В шастрах говорится, что нельзя менять или отказываться от дикша-гуру. Если кто-то принял дикшу от гуру, который не квалифицирован дать кришна-таттву и кришна-бхакти, что ему делать? Если гуру не может помочь ученику, что должен делать ученик?»

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет ответ Парамахамсы Премадаса Бабаджи, который процитировал два стиха:

йо вйактир нйайа-рахитам анйайена шриноти

йах тав убхау наракам гхорам враджатах калам акшайам

«Хари-Бхакти Виласа», 1.62

[Тот, кто выдает себя за ачарью, но дает ложные наставления, противоречащие саттвата-шастрам, будет бесконечно влачить свое существование в ужасном аду, так же, как и сбитый с толку ученик, который по ошибке слушает такого ложного гуру.]

 

гурор апй авалиптасйа

карйакарйам аджанатах

утпатха-пратипаннасйа

паритйаго видхийате

«Махабхарата», Удйога-Парва 179.25

Ученик должен отвергнуть гуру, привязанного к чувственным наслаждениям, а не к практике бхакти, не знающего, что можно делать и чего нельзя, и отступившего от пути чистой преданности из-за дурного общения или пренебрежения вайшнавом.

аваиoнавопадиштена мантрена нирайам

враджет пунаш ча видхина самйаг грахайед ваиotавад гурох

«Хари-бхакти-вилласа», 4.144

 Тот, кто принимает мантры от гуру-невайшнава, т.е. того, кто общается с женщинами и того, кто лишен кришна-бхакти, идет в ад. Поэтому по правилам шастр, такой человек должен вновь принять мантры от гуру-вайшнава.

Премадас Бабаджи объяснил: «Когда вы впервые выбираете гуру, вначале нужно провести парикшью. Нужно проверить может ли он дать вам кришна-бхакти, падет ли он, практикует ли он бхакти-йогу должным образом, следует ли он своему гурудеву на самом деле? Воспевает ли он один лакх харинама или нет? Совершает ли он арчану или нет?

Обладает ли он всеми признаками, приведенными Шрилой Вишванатха Чакраварти Тхакуром в «Гуруваштаке»? «Сакшад харитвена», значит, что все качества Хари должны присутствовать в нем. Если вы не проверили и не знаете ответов на эти вопросы, но так или иначе приняли инициацию, а потом увидели, что гуру не квалифицирован во всех вышеприведенных сферах, то можете отказаться от такого гуру, потому что он не является истинным.

От такого гуру можно отказаться при двух условиях. В момент выбора гуру и принятия дикши, шишья (ученик) возможно не проверил его. В ошеломленном состоянии он тут же принял инициацию, после чего он мог узнать многое из таких книг как «Шримад-Бхагаватам» и услышать от старших, что его гуру не может ему помочь. И теперь он может задуматься: «Я принял дикшу пятнадцать лет назад, но у меня нет никакого продвижения». Он может быстро отвергнуть такого гуру. Я знаю так многих гуру, которые никогда не воспевают. Они говорят другим: «Ты должен воспевать», но у них нет на это времени. Они всегда говорят по телефонам, на каждом ухе у них по телефону. Они погружены в руководство и посещают много собраний, которые не решают ни одну их проблему. Если через какое-то время ученик понимает это, то он должен отказаться от такого гуру, Шрила Бхактивинода Тхакур процитировал много стихов на этот счет.

Второе условие такое: предположим, что на момент принятия дикши гурудев на самом деле следовал Вайшнавской линии, он был мадхьяма-адхикари, и он знал множество таттв, таких как кришна-таттва, мая-таттва. Через какое-то время, он начал общаться с маявади, сахаджийами или материалистами. Он перестал воспевать, а после этого начал критиковать Вайшнавов, больше не принимая гуру-парампару. Ученик должен немедленно оставить его, как испражнения. Если кто-то сходил в туалет, то чувствует себя счастливо и свежо. Также, отвергнув таких «кен-гуру», начинающий преданный будет очень рад.

С другой стороны, если гуру следует всем принципам бхакти, если он находится в линии со своим гурудевом, он воспевает и памятует, но он недостаточно учен, чтобы дать вам кришна-таттву – не отвергайте его. С уважением, возьмите у него разрешение и отправляйтесь общаться с возвышенными Вайшнавами. А если он не разрешает, вы можете считать, что он относится к числу «кен-гуру», то есть тех, кого следует отвергнуть. Шрила Бхактивинод Тхакур объяснил все это в главе 20, «Джайва Дхармы», я всем вам советую незамедлительно прочитать эту часть.

Характер Санньяси Тхакура был очень возвышенным. Он знал брахма-таттву, что значит он мог отличить трансцендентное от материального, такое умение называют брахма-ништха. В «Бхагават-Гите» говорится:

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвеoу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

«Бхагават-гита», 18.54

Тот, кто утвердился в Трансцендентном, недоступном осквернению трех гун, всегда радостен и удовлетворен, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Одинаково расположенный ко всем живым существам, он обретает пара-бхакти ко Мне.

Каково значение брахма-бхутах прасаннатм?

Шрипад Пундарик прабху: В этой шлоке, Кришна говорит нам, что та личность, которая достигла этого высокого уровня является достойным кандидатом для входа в реальность пара-бхакти: мад-бхактим лабхате парам. Он получает возможность войти в реальности преданности если он общается с возвышенными истинными Вайшнавами. Если же у него нет такой возможности, то есть все шансы того, что он склонится к имперсонализму и пойдет в противоположном направлении. Очень важно на этой стадии искать общества истинных садху.

Шрила Нараяна Махарадж: Каково значение «на шочати»? Если кто-то пошел неверным путем и потерял свое положение, богатство, репутацию и все остальное, такая личность не стенает. Если однажды кто-то становится бездомным радуется и думает: «Теперь у меня все в порядке». Если его жена разводится с ним, он думает: «Очень хорошо, очень хорошо. Я так и хотел. Она правильно поступила».  Так или иначе он не будет несчастным. «На канкшати». У него никогда нет никаких мирских желаний.  Все чего он хочет – всегда быть в обществе возвышенных Вайшнавов. Он хочет служить им, а в особенности он хочет служить словам, исходящим из их лотосных уст.

тасмин махан-мукхарита мадхубхич-чаритра-

пийуша-шеша-саритах паритах сраванти

та йе пибантй авитhoо нрипа гадха-карнаис

тан на спришантй ашана-трид-бхайа-шока-мохах

«Шримад-Бхагаватам», 4.29.40

В обществе великих святых текут бесконечные реки чистого нектара, который исходит из их лотосных уст в форме хари-катхи – повествований о трансцендентных качествах, играх и деяниях Шри Кришны. Те, кто с неутолимой жаждой пьет ушами этот нектар, не знают голода, жажды, скорби иллюзии и страха.

Из уст чистых преданных непрерывным потоком течет река нектара. Ей нет конца. Этот нектарный поток, который льется из его уст лишь усиливается, и, если кто-то омоется в этой реке нектара – он очистится. Все виды несчастья, сложностей, грусти и жизненных проблем навсегда оставят его. Он достигнет этого положения «на шочати на канкшати самах сарвешу бхутешу», тогда он войдет в реальность чистой према-бхакти.

Санньяси Тхакур уже утвердился на уровне ништхи, потому что считал, что все брахма. Но сейчас, встретив Премадаса Бабаджи, он вошел в игры кришна-премы, он обрел лила-ништху. Теперь он захотел узнать кто такой Кришна, как Он играет во Вриндаване, насколько Он красив и как Он всех привлекает. Такая ништха появилась благодаря общению с возвышенным Вайшнавом. Если кто-то всегда находится в обществе Вайшнава, он никогда не падет и не захочет жениться. Вожделение оставит его. Если же такие желания появляются, это происходит из-за того, что он оскорбляет этого Вайшнава и на самом деле не находится в его обществе. Что-то положительное должно обязательно прийти от этого истинного гуру, он очень могуществен, так у Санньяси Тхакура появилось желание служить Кришне.

Гаура премананде!